Пятница, 26.04.2024, 13:43

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Земельный вопрос. Часть 2 | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->


Земельный вопрос. Казаки против хуторян (продолжение)

Часть 2. Моздокские армяне и грузины.

г. Моздок изначально создавался как поселение осетин и черкес, но к концу 18 века его можно было назвать городом армян и грузин, которые вместе составляли большую часть населения и, кончено сыграли важную и большую роль в истории развития города и городских хуторов. Почему так произошло? Дело в том что, переселение армян и грузин в Моздок было вызвано несколько иными причинами, чем то же самое у горцев. Этот процесс не был ограничен факторами, которые я причислил выше применительно к осетинам и черкесам. Армяне и грузины переходили в Моздок крупными группами по несколько десятков семей, а в промежутках времени между этими относительно «массовыми» переходами,уже существующие диаспоры пополнялись за счет родственников, а также беглых или выкупленных из горского плена людей и т.п. Миграция населения из Закавказья в Моздок происходила через Кизляр. Обстоятельства, побудившие к переселению части армянского и грузинского населения и условия, в которых это все происходило, были во многом схожие для обеих групп, особенно на первом этапе, поэтому уместно рассматривать эти вопросы вместе.

Чтобы разобраться в причинах перехода армян и грузин в Моздок нужно рассматривать это явление как часть общего процесса миграции этих народов на Северный Кавказ в 18-19 веках. В этом процессе можно выделить несколько волн или периодов когда миграция становилась более интенсивной, и связано это было, прежде всего, с событиями военно-политического характера – с действиями России, Персии и Османской империи в Закавказье. Остановимся на этих событиях коротко, не углубляясь в исторические детали.

Началось все с того, что царь Петр 1, воспользовавшись ослаблением Персии, для укрепления своей державы путем расширения торговых связей с Азией, решил пробить очередное «окно», теперь уже в сторону Индии и Китая и потому захватил западное побережье Каспийского моря. После оккупации солидных прибрежных территорий возник вопрос о лояльном населении, необходимом для функционирования всех служб. Наиболее надежными в этом смысле были христиане: армяне и грузины. Для привлечения последних, Петр издал специальную грамоту «Патриарху Исаию, Юс-Башам и всему Армянскому народу об отводе мест для поселения их в Глияне, Мизандаране, Баке и Дербенте»[1]. Российская военная администрация в этих областях находилась около 12 лет, до 1735 года. После чего правительство сочло благоразумным оставить эти территории, сохранив за собой земли за Тереком. Тогда же построили крепость Кизляр. Войска ушли за Терек, а армянское и грузинское население, находившееся на оставляемых русскими территориях, опасаясь репрессий, потянулось вслед за войсками. Основная масса переселенцев осела в Астрахани и Кизляре. Несколько десятков семей поселилась на линии в селах близ Кизляра[2]. Для понимания ситуации сложившейся в 1735 году, интересен указ императрицы Анны Иоанновны от 5 августа 1736 года (см. раздел «документы» сайта) «О принятии бывших в Российской службе, во время Персидской войны, Армян и Грузин снова в службу; о поселении их у Кизляра, и о даче им жалованья и единовременно подъемных денег для обзаведения». Этот документ, как видно из названия, касается армян и грузин, бывших на службе при русской армии в период нахождения ее в прикаспийских областях, но за этим просматривается общая ситуация, когда множество людей оказалось под угрозой лишения тех преференций и защиты которые они получили во время Российского присутствия. Правительствующий сенат, так или иначе, принимал ответственность за этих людей. Губернская администрация, по всей видимости, не чинила препятствия христианам армянам и грузинам переселяющимся за Терек. О тех, кто был на службе, как видно из указа, позаботились особо. Приказано было их вновь принять на службу, обеспечить жалованьем и «для жития при Кизляре отвесть им всем тамо в пристойных местах под дворы, огороды и под пашню надлежащие места, сколько кому надлежит»[3]. Однако, не все кто служил при русских войсках смогли воспользоваться этими высочайше жалованными благами. Известны случаи когда «отпускаемые в Персию» участники эскадронов были казнены персиянами. Этот исторический период получил свое отражение в серии сохранившихся в архивах писем, распоряжений, прошений, сообщений. Читая эти документы видишь насколько сложной и неоднозначной была ситуация не только для армян и грузин, но и царских чиновников на местах[4].

Кроме похода Петра I, в восемнадцатом веке случились еще 2 исторических события, с которыми были связаны крупные миграции армян и грузин в Астраханскую губернию.

Одно из этих событий – переезд царя Картли Вахтанга VI в Россию, которое случилось еще в петровские времена, в 1724 году. Вместе с царем Грузию покинули, как им казалось - на время, довольно большое количество людей: от 1200 до 3000 чел.[5]. Среди выехавших в Россию грузин было много лиц знатного происхождения. П.Г. Бутков в работе «Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год» по этому поводу пишет: «С ним, и по следам его, выехало в Россию архиереев 5, архимандритов 5, игуменов 6, протопоп 1, архидиакон 1, протодиакон 1, попов 8, диаконов 7, поддиаконов З, церковников 3, монахов 2. Князей и дворян, с ним же и скоро после его, по 1738 год, выехало 43 человека, и все они получали содержание от казны»[6]. Из этих строк историка видно, что переход грузин, приближенных к царю Вахтангу, на Российские территории был не разовой акцией, а растянутым на несколько месяцев процессом .

Примечательно, что Вахтанг VI со свитой выходил в Астрахань не через Прикаспийские области захваченные на тот момент Россией, а через Рачу, куда он вынужден был отойти, спасаясь от турок и союзных им грузинских правителей [7]. Современник тех событий Сехниа Чхеидзе в книге «Жизнь царей» пишет, что из Рачи царь отправился в дом черкесского князя, своего родственника, где праздновал день святой Мариам, затем его встретили русские войска, проводили до Дагестана и, в сентябре на судах морем, он со свитой поплыл в Астрахань[8]. Действительно, Вахтанг VI был черкесским зятем, поэтому в Кабарде его тепло принимали. Из Рачи через Главный кавказский хребет есть несколько перевалов, наиболее безопасный и удобный из них – Мамисонский перевал. Вероятно, Вахтанг со свитой прошел именно этим путем, через осетинские земли во владения малокабардинских князей Таусултановых. Но были и другие возможности попасть из Рачи в Кабарду: С.М. Броневский в «Исторических выписках….» пишите что Граф Тотлебен в 1771 году с отрядом войск «перешел чрез Кавказския горы Дигорским ущельем, вступил в Грузию[9]», это значит что пути через Дигорские перевалы (Гурзивцек, Гебецек) в этот период также были проходимы.

Для нас из всей этой истории важно то, что значительная часть тех грузин знатных и незнатных родов перешедших вместе с царем Вахтангом , спустя какой-то период времени, поселились в Кизляре. И, несмотря на то, что миграционные процессы вследствие персидского похода Петра I и «исхода» царя Вахтанга VI произошли задолго до основания Моздока, очень вероятно, именно представители этих переселенцев и их потомков в поисках лучших условий перешла на жительство в Моздок из Кизляра и прилегающих к ней станиц.

Существует некоторая взаимосвязь, которую хорошо бы изучить, между тем, что с Вахтангом VI переселилось в Россию большое количество дворян и князей и тем, что среди моздокских грузин многие были дворянского происхождения, а были также и князья. Один из старых моздокских хуторов - хутор князя Чхеидзе.

Второе историческое событие, которое также могло повлиять на процесс миграции в Моздок грузин и армян – это персидский поход графа Зубова и последовавшее за этим массовое переселение в Северокавказские области. В.А. Потто в 1 томе «Кавказской войны» подробно описывает эти события. В 1796 году русский корпус, состоящий из двух пехотных и двух кавалерийских бригад, под командованием 24-летнего графа Валериана Зубова, выдвинулся из Кизляра и в короткое время покорил «… Казикумыкское, Дербентское, Бакинское, Кубинское, Ширванское, Карабагское, Шекинское и Ганжийское, и весь берег Каспийского моря, от устьев Терека до устьев Куры, был занят русскими войсками, расположившимися также и в Муганской степи..»[10]. Однако, в ноябре того же года, Екатерина II скончалась, а сменивший ее на престоле Павел I, приказал войскам все бросить и вернуться на линию. Такой резкий поворот событий поставил в незавидное положение крупные общины армян и грузин населявшие Карабагское, Дербентское и другие завоеванные ханства, которые воодушевленные подвигами русских войск поспешили выразить им свою лояльность, всячески содействовали, рассматривая единоверных русских в качестве своих защитников в условиях не очень дружелюбного окружения. С уходом войск, императору Павлу I через командующего войсками графа Гудовича стали поступать прошения от меликов, духовных лиц и прочих представителей общин с просьбами позволить им переселиться на Российскую территорию. Несомненно, Павел I и Сенат понимали полезность для развития Кавказских земель этого мероприятия. Грузины и армяне хорошо разбирались в различных ремеслах, а последние к тому же были искушенные в торговых делах. Не менее важно было то, что эти общины размещенные на линии и близ нее представляли собой население совершенно преданное царю. Попытки исправить демографическую ситуацию на Северном Кавказе (т.е. провести колонизацию территории) путем переселения крестьян из внутренних российских губерний в 18 веке часто оканчивались неудачей - гибелью переселенцев от различных болезней. Закавказские христиане, в этом смысле были самым подходящим народом. Поэтому с 1796 по 1799 годы появилась серия документов, царских указов, распоряжений и т.д. с позволением селиться армянам на линии в Кизляре и Моздоке, а также в Можарах и др. местах, с широкими льготами и привилегиями для переселяющихся. Хотя, в указах Павла упоминаются только армяне, решения эти коснулись также и грузин. Примером этому можно привести статистику по г. Святой крест, который по указу Павла от 15 апреля 1799 г был заложен на месте старых Можар (Маджар) для Дербентских армян[11]. По ревизии 1815 года в городе было грузин мужского пола 33, женского 29, армян муж. пола – 85, жен. 65. Из грузин – торговцев - 1, из армян – 7, прочие занимаются хлебопашеством[12].

Вопрос о том, сколько семей, из общего числа переселенцев этого периода, остановилось в конечном итоге в Моздоке, остается открытым. С большой вероятностью можно предположить что - немного, не более двух десятков. Известно, что новоприбывшие расселились в Кизляре и образованных близ него новых ( Дербентское, Малохолинское, Караджалинское (Карабаглы)), и уже существовавших (Шелкозаводской, Паробочево) селениях, а также в сел. Касаева Яма (Эдиссия) близ Моздока. В г. Святой Крест все население в первое десятилетие не превышало 200 человек[13].

Географической обособленности прибывших в 1797-99 годы Дербентских и Мушкурских армян способствовало и то, что в жалованной грамоте данной Павлом I этим группам (в отличие от Кизлярских и Моздокских армян) преференций больше. Особенно, это касается наделением их землей в 30 десятин на душу, отпуске леса необходимого количества на обустройство и т.д. (сравните обе грамоты сами, на странице Документы).

Сведения об исторических событиях приведенные выше, немного проясняют причины, условия и географию миграции армян и грузин в Моздок в 18 веке, но исчерпывающих ответов не содержат. Приступая к рассмотрению этой темы, я надеялся найти достаточно опубликованных работ, чтобы, не копаясь в исторической литературе, можно было привести несколько цитат и сделать соответствующие ссылки. К сожаленью, это оказалось не так[14]. В работах, посвященных расселению армян и грузин на юге России в XVIII веке, о Моздоке говорится мало и поверхностно. В этой связи хотел бы остановиться на 2 суждениях, по моему мнению, ошибочных. Первое - о том что, основная масса прибывших из Персии в 1797-99 годах армян поселилась в Кизляре и Моздоке (статья Н.Г. Волковой[15]). Если внимательно прочесть документы, на которые ссылается Волкова (АКАК, т. I, стр. 632, 633; АКАК, т. VI, ч 2, стр. 592, 593, 602; АКАК, т. III, стр. 713), то выводы мы получим обратныеВ «Ведомости состоящим в Кавказской губернии казенным, помещичьим крестьянам, платящим казенные подати равно и не платящим оных разного звания людям», от 1806 года, в городе Моздок «армян, на основании жалованной грамоты 1799 года» – 550 человек. Причем под жалованной грамотой 1799 года подразумевается грамота данная Павлом I «на права, преимущества и вольности обществу Армян Астраханских, Кизлярских и Моздокских». Что же касается армян вышедших из Персии - то они указаны в списке отдельной строкой в количестве 144 человек и на них распространятся «Жалованная грамота на права, преимущества и вольности обществу армян Дербентских и Маскурских»[16]. В городе Кизляр, в этом же списке, армян вышедших из Персии, – 3232 человека. Если мы сложим последние 2 суммы, то получим 3376 человек – ровно столько, сколько были «вызваны по распоряжению правительства Дербентские и Мискурские армяне» «кои в 1797 году водворились в городе Кизляре и уездах Кизлярском, Моздокском и Гиоргиевском»[17]. Отсюда, вывод, что в Ведомости, на которую ссылается Н.Г. Волкова, по части «армян вышедших из Персии» под Кизляром и Моздоком подразумевается не только город, но город вместе с уездом, а 144 человека поселившиеся в Моздоке есть – армяне живущие в урочище Касаева Яма.

Второе необоснованное суждение заключается в том, что из поселившихся в Моздоке в XVIII веке армян какое-то значимое количество людей вышло из Кабарды. Вполне вероятно, что под покровительством князей в Кабарде проживало некоторое количество армян, которые занимались торговлей. Но если бы таковых было хотя бы полсотни человек, несомненно, это отразилось бы в сохранившихся документах. Т.е. не было сколь-нибудь заметных армянских общин на территории Большой и Малой Кабарды в середине 18 века, которые бы могли переселиться в Моздок. Известная история основания армянской (вернее, армяно-кабардинской) деревни Лысогорской на землях ст. Георгиевской скорее подтверждает мое утверждение, чем противоречит ему[18]. Что касается горских армян – черкесогаев, то они жили в деревнях расположенных за пределами Кабарды, среди закубанских черкесских племен. Можно предположить, что кто-то из них мог поселиться в Моздоке, но по этому поводу так же нет никаких сведений. Наоборот, описаны случаи, когда моздокские армяне в XIX веке переезжали в Армавир и там успешно занимались различными промыслами.

Надо сказать, что армяне, прибывшие из Закавказья в конце 18 века, были довольно мобильным народом. По сведениям, полученным 1818 году, в Кизлярском, Моздокском и Георгиевском уездах армян Дербентских и Мискурских всего «оказались 1301 душа»[19], т.е. более половины от общего количества новоприбывших успели поменять место жительства.

Некоторое общее представление о том, как развивались армянская и грузинская диаспоры в Моздоке дают результаты 7-й, 8-й, 9-й, 10-й народных переписей[20].

Итак, грузин: в 1806 году было 438 душ обоего пола[21] 

в 1815 году - 327 душ обоего пола (156 семей);

в 1835 году – 625 душ обоего пола (201 семья);

в 1851 году - 698 душ обоего пола (167 семей);

в 1858 году - 713 душ обоего пола (128 семей);

армян: в 1806 году было 551 человек обоего пола.

в 1815 году - 770 душ обоего пола (173 семей);

в 1851 году - 2895 душ обоего пола (579 семей);

в 1858 году - 3182 душ обоего пола (607 семей).

Из приведенных выше цифр можно сделать следующие несложные выводы[22]. За полвека, с 1806 года, количество грузинских семей в Моздоке уменьшилось, но население выросло в 1,6 раз за счет увеличения количества человек в семьях (размер семьи) и изменения структуры (появились дедушки, внуки, снохи и т.д.). Средний показатель численности человек в семье с 1815 по 1858 вырос с 2,1 до 5,57. Видно, что дополнительной, сколь-нибудь значительной, миграции грузинского населения в Моздок с 1806 года не было. Что касается сокращения семей – он произошло скорее всего за счет естественной убыли. Такие примеры зафиксированы в ревизских сказках: так, в 1830 году от болезни умерла семья Аваловых: отец, мать и 2 сына.

За этот же период времени численность армян в Моздоке выросла почти в 6 раз. Количество семей выросло в 3,5 раза. Остальные показатели каждый может подсчитать сам. Ясно, что здесь не обошлось без дополнительного притока населения из других мест. Это косвенно подтверждает то, что Моздок в 1 половине XIX-го века оставался привлекательным городом для развития торговли и ремесел.

Условия в жизни в Моздоке и окрестностях в начале XIX века для армян и грузин (и других народов) можно оценить из дошедших до нас «описаний», которые были составлены современниками событий происходивших «на рубеже веков». Во второй части «Собрания актов относящихся к обозрению истории армянского народа», изданном в 1838 году в Москве, есть небольшой раздел под названием «Армяне, в Моздоке водворенные». Раздел начинается с объяснения причин умножения армянского населения после пожалования Павлом I Моздокским армянам прав и преимуществ в октябре 1799 года: «то по приглашению водворившихся в оном городе Армян переселились к совместному с ними жительству из Азии родственники и имевшие с ними дружественные связи, где и по ныне сами они, или потомки пребывают». Далее идут смешные оправдания - почему моздокские армяне не хотят заниматься шелководством – грунт не тот и т.п. В след за этим излагаются причины почему в Моздоке тяжело заниматься хлебопашеством и скотоводством, в числе которых, приводится интересный для нас довод: «…потому во-первых что земля, назначенная городу, состоят во владении Грузинских Дворян и живущих там Черкесов, Осетинцев и Казачьей братии …по сему Армяне принуждены избирать места для землепашества и скотоводства в отдаленности; устраивать хутора, рыть колодцы для водопоя, глубиною от 10 до 45 сажен». Полностью с содержанием этого сообщения можно познакомиться на страничке «документы» этого сайта). Из этих строк можно предположить, что хороших земель армянам не досталось. На самом деле автор сообщения сильно преувеличивает, также как и с глубиной колодцев [23]. Необходимость устраивать хутора, для горожан наступила после того как близкие к крепости и форштату (селению) земли были распределены между горожанами (городскими чиновниками, армянами, грузинами, членами горской команды, казачьей братией, осетинами и черкесами) под сады, огороды, пашни, выгон для скотины, и т.п. произошло это довольно быстро и уже в 80-е годы XVIII века жители Моздока вынуждены были устраивать хутора в отдалении. Обратимся к карте моздокских хуторов размещенной на этом сайте. Надо уточнить, что карта отражает ситуацию на начало 80-х уже 19 века, на ней - хутора основанные в разное время. Название хутора, как известно, отражало фамилию его основателя. Из старых хуторов наиболее близкие к городу – основанные Калантаровом (армянином) и Тумановым (грузином), Далее за ними хутора Губжокова (казак черкес), Арешева (армянин), Бугулова (Осетин), Кациева (грузин), Тамазова (грузин), Авалова (грузин). Следующая линия: х. Тукова (черкес), х.Пиева (казак русский), х.Кизилова (осетин), х.Дыдымова (казак – черкес), х.Агабатырова (армянин). За хутором Агабатырова располагались группа хуторов с немногочисленным (1-5 семьи в хуторе) армянским и грузинским населением основанные католической общиной Моздока (Каталический, Чхеидзе, Грузинский, Тантисов). Говорить о том, что армянское население Моздока, в начале 19 века подвергалось некоторой дискриминации в земельном вопросе - не приходится. Единственным на тот период помещиком в Моздокском уезде, у которого были права на довольно обширные земли по р. Куре (в отличие от других землепользователей имевших заимки на общинных городских землях) был армянин, отставной майор Ростованов. Что касается собственно моздокских хуторян, надо отметить, что из более чем 10-и хуторов расположенных на северо-восточной части (см. карту) моздокских земель, только хутор основанный армянином Степаном Агабатыровым сохранился до настоящего времени. Место под Агабатыров хутор (ныне поселок Ага-Батыр, Курский район Ставр. край) было выбрано удачно (что называется - могли когда хотели), это был один из немногих моздокских хуторов где вплоть до начала 20 века проживали семьи грузин и армян. Позже к ним подселились черкесы и осетины из окружающих хуторов. Мой отец (В. С. Мисетов) вспоминал детские годы, проведенные в х. Ага-батыр (примерно 1925-30 г.г.), как самые сытные (в Куре ловили рыбу, стабильный урожай проса, много скотины и прочее).

Нельзя не отметить успехи моздокских армян в торговых делах: к середине XIX века в городе насчитывалось 6 купцов 1 гильдии, 4 купца - 2 гильдии, 48 купцов -3 гильдии. Среди них наиболее известные фамилии: Улухановы (наследники Ивана Улуханова[24]) и Тушмаловы.

В цитате, приведенной мной выше, содержится положение о том что «земля, назначенная городу, состоит во владении» в том числе и «Грузинских Дворян». Это утверждение автора сообщения «Об армянах, в Моздоке водворенных» одно из свидетельств о роли грузинского населения Моздока в освоении прилегающих к городу земель. В самом деле, если взглянуть на карту хуторов, то видно, что около половины их основано грузинами, среди которых были и дворяне. К середине XIX века большинство этих хуторов оказались заселенными черкесами и осетинами, а от основателей остались только названия (Туманов, Тамазов, Кациев, Авалов).

Разбираясь с тем, почему несмотря на бедные песчаные почвы, в направлении Моздок- Агабатыров-Торосов расположено много грузинских и армянских хуторов, я пришел к выводу что это связано с дорогой (и почтовым трактом) между Моздоком и Астраханью (см. статью «Об истории с. Серноводское с фрагментами карт, на этом сайте). Местонахождение хутора недалеко от важной магистрали имело свои преимущества. Кроме этого, очень возможно, что это как-то стимулировалось властями. В 1785 году, как раз когда стали строиться первые хутора, вышел указ Екатерины II «О устройстве Кавказ­ской Губернии, и области Астраханской» (см. на страничке Документы) где в пунктах 8 и 9 предписывается от «Царицына до Кавказской линии по степи построение почтовых дорог и старание о заселении тех дорог» и «для пособия желающим селиться, дать на каждой двор на основание онаго по 20 рублей». Т.е. городские власти могли еще и приплачивать жителям за строительство хуторов вдоль основных дорог.

Среди документов, начала XIX века, где упоминаются моздокские армяне и грузины, есть замечательная работа «Обозрение земель Кавказской губернии в отношении свойства их, состояния и звания населяющих оную обитателей», замечательного автора А.Ф. Реброва[25].

Ребров пишет: «Армяне, живущие как в Кизляре и Моздоке, так и по другим городам, суть современные оби­татели тех мест». «Грузины, подобно как и Армяне, водворились в Кавказской губернии из Грузии и других мест; они составляют также большую часть городских жителей Кизляра и Моздока».

Содержательный отрывок, посвященный моздокским грузинам, я привожу ниже целиком:

«Грузины Моздокские не имеют в отводе подобных[26]земель (исключая некоторых, в дворян­стве состоящих), но пользуются хлебопашеством и скотоводством на земле, занятой хуторами всех жителей сего города на пространстве степи от Моз­дока до р. Куры, в 40 и до 50-ти верст лежащей. Таковые-же Грузины, 21 двор, находятся Гребенскаго Войска в станице Новогладковской и в дер. Шелкозаводской 54 двора, занимающихся вместе с Армянами садоводством.

Католики живут большею частью в Моздоке в числе городских обывателей и земель и особенных привилегий не имеют; землепашеством и скотоводством пользуются наравне с другими Азиятцами на хуторах, заведенных ими на той-же Моз­докской степи.

Вообще Грузины и католики, также как и Армяне ни в какой класс людей, подати не платящих, не записаны, а суть вместе дворяне и купцы, реме­сленники и хлебопашцы, не имея особенных привилегий, они все усваивают и себе дарованные Армянскому народу».

Резюмирующие положения по всему изложенному в этой главе следующие. Моздокские грузины являются, в основном, потомками тех, кто в 20-30-е годы XVIII века вышли из Закавказья и поселились в Кизляре и станицах Кизлярского уезда (округи): дворян, духовных лиц, обслуги сопровождавших царя Вахтанга VI; бывших служащих грузинского эскадрона и их родственников.

Армянская община Моздока формировалась в несколько этапов, была более разнородной по составу и многочисленной. Армяне и грузины - основатели большинства Моздокских хуторов возникших до 30-х годов XIX века.

Заслуги обоих обществ, их вклад в становление и развитее города – большая отдельная тема, требующая внимательного рассмотрения. Я надеюсь, у меня будет и время и возможности вернуться к этому вопросу и изложить материалы, которые так или иначе накапливаются, когда работаешь с архивами и прочими источниками, в виде отдельной публикации на этом моем сайте.

В заключение этой главы, посвященной истории заселения армянами и грузинами Моздока и окрестностей, немного информации о фамилиях, проживавших в моздокских хуторах в 1877-79 гг[27]. Напомню, что к тому времени прошло около 100 лет с начала основания хуторов в Моздокских степях.

Всего насчитывалось 14 хуторов где жили армянские и грузинские семьи. Ниже, в списке указаны только имена глав семей.

1. х. Тантисова, армяне: отставной капитан Гавриил Мамулов; Фердинанд Тантуров; Захара Тантисов; Мартин Шергилов.

2. х.Джашитова (Торосова), армяне: Карапет Пиналова с братьями Сергеем и Хачатуром; Абрам Минасов; Мартин Нишников;Исай Бабиев; Василий Минасов; Каспар Бабиев; Адам Бабиев; Варлам Пиналов; Матвей Вартанов; Мартын Мартынов с братом Василием; Иосиф Сафаров, Сергей Джашитов; купец Яков Зудинов; Павел Бахутов.

3. х. Грузинский, грузины: Егор, Николай, Даниил, Иван и Михаил Варзеловы; Павел Хмаладзе; Илья Парамонов; Ефрем и Василий Марцвеладзе; Иван и Николай Кизикеловы; Михаил Борисов;Иван Горов.

4. х. Агабатырова, армяне: Павел Малбиев с братьями Христофором и Петром; Степан Мануков; Петр Пиналов; Карапет Вадыжев; Карапет Мамаджанов; Мартын, Георгий и Степан Джашитовы; грузин: Алексей Борисов.

5. х. Никитина, армяне: Егор и Аким Индиковы.

6 х. Абрекова, грузины: Матвей, Семен и Михаил Бахутовы; Иосиф Маматов с братьями Николаем, Константином, Матвеем; Павел, Ефим и Алексей Азниевы; Василий Мухранский с племянниками;

7. х. Берземидзева, грузины: Василий и Петр Губнеловы, Михаил Борисов. Любопытно что на х. Берземидзе жил с семьей Давид Туков записанный грузином, и сменивший свою фамилию на Берземидзе - русский мещанин Егор Фетисов.

8. х. Каирова, грузин: Василий Османов.

9. х. Сенькина, грузины: Дмитрий Горов с братом Леоном.

10. х. Бугулова, грузины: Антон Гелиев и Тимофей Губнелов.

11. х. Бахчиева, армянин: Иван Бахчиев.

12. х. Католический, князь Игнат Чхеидзе.

13. х. Арешева, грузины: Данил Мамуков и Степан Атабеков

14. х. Каргова, армяне: Мелком и Багдасар Новосартовы и Варлам Индиков.


Опубликовано 10.03.2012 г

Продолжение части 2: Пояснения к тексту и источники цитат>

 Продолжение »





Василий Верещагин - "Армянин из Моздока, 1863 г.

Рисунок из;  http://vk.com/barzafcag, Советую всем посетить эту страницу В Контакте. 



Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика