Вторник, 23.04.2024, 21:54

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Об истории села Серноводское и о многом другом | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

 

 

Об истории села Серноводское и многом другом.

       Село Серноводское появилось в начале 70-х годов прошлого столетия в результате объединения двух сел или хуторов Авалова и Азаниева. Вернее, в начале 70-х годов на въезде в хутор Азаниева появился столб с табличкой "с. Серноводское", а процедура объединения хуторов началась на несколько лет раньше. Подробности этой процедуры будут изложены в этой публикации.  Название "Серноводское" родилось благодаря двум крупным, а может даже уникальным, месторождениям термальных лечебных минеральных вод, которые находятся в окрестностях этих хуторов. Месторождения были открыты в 60-е годы случайно во время поискового бурения на нефть. На одном из них действительно изливали горячие сероводородные воды, - скважина находилась в 1 км севернее х. Азаниева. От нее был проложен трубопровод к сельской больнице, рядом с больницей были сооружены две прямоугольные ванны – бассейны из бетона, где сидя на ступеньках наши сельские механизаторы лечили свои болячки.  Из другой скважины, которая располагалась чистом поле в 1 км к северо-востоку   от  х.Авалов, вырывался мощный фонтан горячей радоновой воды, под которым одновременно принимали ванны более 50 человек. Место это пользовалось огромной популярностью на Северном Кавказе. Толпы желающих исцелиться лечебной водой обеспечивали стабильным дополнительным доходом жителей обоих хуторов. Помимо предоставления жилья, курортников нужно было кормить, все что выращивалось в садах - огородах находило сбыт  на «серном». Все это благополучие длилось до конца 70-х годов – пока какие-то недалекие, мягко выражаясь, люди не решили, что скважины нужно ликвидировать.. В память о тех "счастливых" временах осталось название  «Серноводское» для объединенного села и улица Курортная на х.Азаниев. 

Более подробно о месторождениях минеральных вод я расскажу на отдельной страничке этого сайта, тем более что воды эти никуда не делись.

Авалов.

         В истории этого хутора много неизвестного. Загадочно само название хутора. Фамилия Авалов редкая и происходит от грузинской княжеской фамилии Авалишвили. В русской армии они служили как Аваловы. Больше всех прославился генерал-майор Иван Соломонович Авалов (1796—1860).  В молодости, с 1815 по 1826 год, он составе Кабардинского полка (кабардинский - не потому что там служили кабардинцы) принимал участие в военных действиях против горцев (в Дагестане, Чечне и др.), в последующие годы  нес службу в Закавказье.  Учитывая, что на данный момент по этой теме у меня мало сведений, можно просто предположить, что кто-то из рода Аваловых пребывая на службе (1)в Моздоке  решил сделать заимку на месте где находился х. Авалов. Среди моздокских хуторов было несколько, которые носили (носят) имена чиновников из городской управы и офицерских чинов, к таковым относятся хутора: Дыдымов, Туков, Чхеидзе, Арешев и др. К ним относится, судя по всему, и Авалов. (О роли моздокских грузин в основании хуторов см. во 2-й части публикации "Земельный вопрос..." на данном сайте).

Наименование хуторов  интересны с точки зрения изучения истории этих хуторов. По ним можно судить об основателях, делать предположения о возрасте хуторов, миграции населения и прочее.  Названия некоторых хуторов со временем менялось. Так хутор Большой Осетинский, центр Больше-Осетинского общества, раньше назывался  Дзадзиев.   Хутор Испиров, о котором мы еще будем говорить, ранее, до середины 80-х годов 19 века, назывался Абрамкин. Видимо прежние хозяева покинули это место, а хутор стали называть по фамилии новых поселенцев. Чаще происходило наоборот – фамилии основателей оставались в названиях хуторов, несмотря на то, что сами они давно покинули эти места. По названиям хуторов Лепилина и Пиева видно, что основали их луковские казаки, а населены они были осетинами. Если мы посмотрим на списки хуторян от 1877 года то не  увидим в них фамилий Сенькин, Тамазов, Каллантаров, Туманов, Кациев, Каргов, Никитин и некоторых других - оставшихся в названиях хуторов.

История хутора Авалова неотделима от истории других трех соседних хуторов, Довлатова, Испирова (Абрамкина) и Нового, где проживали кабардинцы-мусульмане[2]

Четыре хутора объединили за редким исключением все мусульманское население моздокских хуторов. Естественно, жители этих хуторов общались между собой и различным образом взаимодействовали более активно, чем с окружающими их кабардинцами и осетинами из православных хуторов. Несмотря на то что и ислам и христианство не имели глубоких корней в культуре хуторян, а в их обычаях и обрядах было много общего,  разделение по религиозному признаку все же существовало. В мае 1919 года, желание жить обособлено получило документальное оформление  и 4 магометанских хутора выделились из Больше-Осетинского общества в отдельное общество под названием «Кабардинского». Это произошло уже с позволения Войскового правительства Войска Терского. Подобная попытка выхода из Больше-Осетинского общества была сделана в 1917 году[3], но тогда, судя по сохранившимся документам, отделение или не состоялось, либо длилось небольшое время - несколько месяцев.  Спустя некоторое время, после того, как в марте 1920 года белогвардейцы были изгнаны из Моздока,  хутора общества «Кабардинского» опять объединили  с соседними православными селениями в Аваловский сельский совет.    

Относительно  возраста 4 хуторов есть сведения  в ЦГА РСО-А. В «списках Моздокским хуторам и жителям оным» представленных Моздокским полицмейстером в Терское областное правления в июле 1877 года[4] напротив названий хуторов проставлен примерный возраст: х.Авалов – около 100 лет; х.Абрамкин -70 л, х.Довлатов – 70 лет, х.Новый-30 лет. Это значит, что Авалов был основан примерно в 1777 году (через 14 лет после основания Моздока?), Абрамкин и Довлатов - в 1807 году, Новый  - 1847 году.

К указанным в рапорте моздокского полицмейстера датам нельзя относиться с полным доверием, потому что неясно на основании чего он их приводит. Если, исходя из чьих либо воспоминаний, то чем древнее дата, тем она менее достоверна, и наоборот, т.е. возраст хутора Новый  приводится с достаточной точностью.  Но мы должны учитывать эти даты в наших рассуждениях, потому что Рапорт в областное управление – документ официальный и его составители, как минимум, стремились быть правдивыми. Я сравнил некоторые даты основания хуторов (Бугулова, Кизилова, Дзадзиева, Томазова, Каирова, Джикаева, Агабатырова, Пиева), которые встречаются в книге Б.Калоева[5] с таковыми в вышеуказанном рапорте. Расхождения получились по хуторам Агабатыров и Пиев (более 30 лет), Томазов (10 лет). По остальным хуторам даты, можно сказать, совпали.

Кроме времени основания хуторов Авалова, Испирова, Довлатова и Нового, важно определить время их заселения кабардинцами – мусульманами. Что касается Нового хутора, здесь все указывает на то, что он основан кабардинцами-мусульманами. По остальным хуторам, в связи с недостаточностью архивных источников, возникает много вопросов и версий по этому поводу.

Однозначно можно утверждать: не выдерживает критики предположение, что на месте хутора Авалова существовало  поселение беглых кабардинцев ранее основания  Моздока  Действительно, в первой половине 18 века на левом берегу Терека, в районе где сейчас Моздок и Комарово, в шалашах и землянках селились беглые холопы кабардинских владельцев, а также староверы и разные сектанты. Об этом пишут различные источники. Но мы должны учитывать что у реки Терек были некоторые условия для жизни; растет лес,  где можно укрыться, набрать дров и прочее.  Невозможно представить поселение беглых людей  в чистом поле, занимающихся хозяйством, в период, когда торговля рабами была одной из основных статей дохода у кабардинцев и др. племен, и вооруженные группы горцев и кочевников в поисках добычи периодически появлялись в этих степных местах. Вряд ли кто, в здравом уме, осмелился бы в то время поселиться здесь.

Не имея точных данных по истории хуторов, можно порассуждать относительно той "информации к размышлению", которая доступна:

1. Важным свидетельством  является то, что фамилии Авалов и Абрамкин (Абрамов) не  кабардинские, а это может означать, что эти хутора основаны не кабардинцами и, следовательно, последние заселились спустя некоторое время после основания хуторов. Кто же основал эти хутора? Кто  эти загадочные Авалов и Абрамов? Фамилия Авалов указывает на род князей Аваловых (Авлишвили). Известно, что в начале 19 века среди жителей Моздока была значительная доля грузин, по ревизии 1824 года(?)  по моздокскому округу  насчитывалось 489 душ обоего пола, и некоторые хутора были основаны грузинами – Грузинский,  Католический (Князя Чхеидзе), Берземидзе, Хмаладзева.

 Маловероятно что  Авалов и Абрамов жили в Стодеревской станице, а не в Моздоке. Хотя ближайший к Авалову хутор Шефатов (бывший Индиков - затем Индющкин) относился к Стодеревскому юрту – ст. Стодеревская наиболее близкое крупное селение к нашим хуторам . Прояснить что-то в этом вопросе вероятно будет возможно после изучения ревизских сказок первых десятилетий 19 века.

2. Во всех архивных  документах моздокские кабардинцы именуются не кабардинцами, а черкесами.  И это не потому что так короче или удобней. Просмотрите  документы, собранные в томах АКАК (легко скачать по ссылке указанном на данном сайте), посвященные  событиям на линии, и  убедитесь что кабардинцев  еще в начале 19 века в документах называют именно кабардинцами. В то время, как закубанских адыгов и абазу называли в целом либо закубанцами либо черкесами.  Мы сейчас справедливо считаем что этноним «черкесы»  относится ко всем адыгам, и как бы нет ничего удивительного, что моздокских кабардинцев называли черкесами. На самом деле, это обстоятельство указывает на то, что среди первых поселенцев  значительную часть составляли  адыги бежавшие из-за Кубани. При этом, если моздокские православные адыги  никак не обозначают свои родственные отношение  с Кабардой, то адыги-мусульмане всячески подчеркивают с ней свою связь. Они хотят жить по законам принятым в Кабарде, и общество свое, когда им представился случай обособиться, назвали «Кабардинским».  Некоторые жители знают даже из каких районов Кабарды их предки переселились.

3. У осетин - цайта (переселенцев 1 волны, цай по осет.- колодец) со временем сформировался собственный диалект (точнее - говор) осетинского языка - смесь иронского, дигорского и наро-мамисонского (туальского) диалектов. Когда я был ребенком, я часто слышал «цайский» язык. На нем говорили осетины нашего и соседних сел, его знали многие православные кабардинцы. Цайский диалект отличается от иронского, на котором говорят веселовские и ново-георгиевские осетины  переселившиеся в 80-х годах 19 века.  Наличие  этих языковых различий у двух групп переселенцев  осетин есть результат изоляции осетин-цайта от их прежней родины. Как известно, сообщение между Моздоком и Осетией или Моздоком и Кабардой, почти целый век с основания Моздока, было небезопасным, особенно для хуторян.

Подобного рода языковые расхождения существуют у моздокских кабардинцев (православных и магометан) с кабардинцами, живущими в Кабарде. Более того, некоторые языковые различия существуют между двумя группами моздокских кабардинцев. И возможно, это спорное утверждение (надеюсь, меня подправят), но говор кабардинцев мусульман ближе к «литературному» кабардинскому.        

 4. На хуторе Довлатов в 1879 году жил Ислам Довлатов с сыновьями: Эльмурзой, Ассаном, Гусеином, Аскерханом (женщин в этом списке не учитывали). В это же время, в 10 км к северу, на х. Богданкина жили еще 2 семьи Довлатовых: Василия и Акима, судя по именам - православных кабардинцев. Еще севернее - на хуторе Агабатырова в списках за 1879 год значится Иван Довлатов с сыновьями Константином, Василием, Алексеем и Семеном – надо полагать, тоже православные.  Вероятность того что перечисленные семьи не родственны друг другу очень мала. Довлатовы не единственная кабардинская фамилия, чьи представители  оказались как в православных, так и мусульманских хуторах. К таким фамилиям относятся: Губжоковы – в большинстве своем - «казачьи братья», основавшие одноименный хутор на землях Луковского казачьего юрта;  также - Кабардоковы и возможно другие. Существование такого разделения представляет определенный интерес, и по этому поводу можно строить различные предположения.

 

      Возвращаясь к х. Довлатова, отметим, что вместе с семьей Ислама Довлатова там жили 7 семей Желаевых, 4 семьи Мозловых, семья Шабаза Перхичева и Джанхота Кунова, всего -14 дворов, около 75 душ обоего пола. Богатством Ислам Довлатов не отличался, по спискам у него – 4 быка, 4 коровы и 5 десятин земли которые он обрабатывал. Судя по составу семьи, ему было около 40 лет. Отсюда следует если х.Довлатову на тот период было 70 лет и если название его не менялось, то вполне возможно что его основал дед Ислама и возможно не один, а с предками других Довлатовых, которые в последствии переселились на более удобные земли. Здесь напрашиваются еще несколько вариантов истории основания хутора, но нет смыла все это излагать.  

5. Если смотреть на современную карту расположения х. Авалов, то возникают вопросы почему именно здесь был основан хутор, рядом с бурунами  где засушливый климат, песчаные почвы - ландшафт далекий от того к чему привыкли кабардинцы, а именно - к предгорным черноземам, лесам, воде и т.д. В начале 19 века свободных земель было достаточно, чтобы выбрать место для хутора лучше. Это еще одна причина чтобы усомниться в том, что Авалов был основан кабардинцами, в данном случае – кабардинцами- мусульманами.  Само кабардинское название хутора - Халеч-куй что в переводе означат негодный или испорченный колодец, говорит нам об отношении моздокских кабардинцев к этому месту. Кстати, название Халеч-куй также упоминается в официальных документах наряду с названием Авалов. В списке населенных мест Терской области за 1875 год[6]  указан  х. Халеч-куй, вместе с некоторыми другими моздокскими хуторами: Томазова, Пиева, Хохлачева, Дортуй.

  Ответ на вопрос почему же именно на этом месте основан, не важно кем, х.Авалов становится яснее если мы обратимся к карте мной составленной и размещенной на этом сайте. Целый ряд хуторов, причем старых: Тукова, Хохлачева, Испирова, Авалова, Томазова, Дыдымова, Осетинский,  Богданкина, Агабатырова, Бахчеева, Цециева, Бахчеева, Торосова, Грузинский   оказались  расположенными  с юга на север вдоль некой воображаемой линии. На самом деле линия эта не воображаемая, а вполне реальная и являла собой в прошлые времена основную дорогу соединяющую Моздок с Царицыным и Астраханью, ту самую, на которой  замерзал известный всем ямщик и просил товарища передать жене кольцо обручальное.

Таким образом, получается, что Авалов и другие указанные хутора, большинство из которых  уже не существует,  стояли не на в захолустном месте, как казалось, а вдоль, выражаясь современным языком, центральной трассы.  Учитывая близость к городу,  месторасположение хутора для основателей  Авалова выглядело вполне прилично. 

(дополнительно о Моздокско-Царицинском тракте  см. раздел "Карты к истории с. Серноводское 1,2" и комментарий к Карте....,  настоящего сайта)  

Вернемся к названию хутора Авалов. Несомненно, что хутор был основан неким человеком по фамилии Авалов, грузином по происхождению. Т.к. представители княжеского рода Аваловых, находившиеся на службе у царя, в период основания хутора (да и после то же) в Моздоке не жили, остается предположить, что в городе проживали Аваловы не имеющие прямого отношения к княжескому роду. В самом деле, в Ревизских сказках Грузинского общества г. Моздока от 1835 г указано  что в Моздоке проживала семья мещанина Алексея Авалова состоящая из него самого и двоих малолетних детей. Во  время предыдущей ревизии 1815 г им было соответственно: Алексею – 40 лет, Матвею-10 лет, Исаку-7 лет.  Все они умерли в 1830 году -  не дожили до ревизии 1835 г, возможно от болезни.

Вероятно, или Алексей Авалов, или его ближайший родственник (умерший до 1915 года и потому не попавший в списки) и явился основателем хутора Авалова. Рассуждая дальше в этом же ключе, мы придем к выводу, что  хутор был основан  в период 1810-1820 г.г. если его основателем был сам Алексей Авалов или же (грубо) на 25-30 лет раньше, если  его основал отец или дядя Алексея Авалова.

Отметим, еще один важный момент, х.Авалов раньше был расположен не там где сейчас, а в километре севернее. После того как закончили строить Эристовский канал (Невольку) хуторяне стремились переселиться поближе к воде, к каналу.  Разрешение строиться на Невольке, было получено в начале уже 20-го века.

  Таким образом, современный х.Авалов образовался в результате  переселения жителей старого хутора Авалов, а затем и других Моздокских хуторов с магометанским населением: Нового (Магометанский) и Испирова (Абрамкина) на Невольку. Процесс этот начался в первое десятилетие 20-го века, а закончился после Великой Отечественной войны.  Напомню что жители х. Довлатов в большинстве своем были переселены уже после гражданской войны (в 1936 г)  в казачью станицу Ново-Осетиновскую. Почему такое переселение стало возможным – вопрос,  требующий  отдельного освещения. Первое, что напрашивается по этому поводу – вероятно станица отчасти  опустела после гражданской войны и репрессий против казаков, а как известно, многие казаки этой станицы воевали на стороне Г. Бичерахова, а затем и «белых».   Кроме х. Довлатова, несколько семей кабардинцев-мусульман жили вместе с христианами на х. Богданкина.

Оставим на пока  наши рассуждения о х. Авалова и перейдем к истории второй половины села Серноводское –х.Азаниева.


 Горцы из княжеских фамилий как правило находились на службе у царя, за что награждались чинами и получали жалование.

[2]  О кабардинцах-мусульманах и кабардинцев –православных  и об некоторой условности такого деления читайте на странице «О религия моздокских хуторян»

[3] Ф 23, оп1 д 16 ЦГА РСО-А

[4] Ф 11 опись 81 д. 59.

[5]  Б.Калоев Моздокские осетины.

[6] Фонд 11, оп. 81, д. 223 – ЦГА РСО-Алания

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

(продолжение следует)
При использовании материалов сайта - просьба ссылаться на сайт
 
 
Продолжение: http://mozdok-hutor.narod.ru/index/ob_istorii_sela_sernovodskoe_chast_2_prodolzhenie/0-47

Дополнения к истории села Серноводское.

1. Административно- территориальные преобразования

Чтобы яснее понимать историю села, т. е. разного рода факты и события последовательно происходившие, в данном случае, уже в советское время, мы должны иметь некоторое представление о внешнем историческом фоне или контексте, хотя бы о том -  где были центры власти, что чему подчинялось. Поэтому я, в дополнение к излагаемой теме кратко опишу здесь  основные  административно-территориальные  преобразования происходившие в бывшей Терской области после революции. Отмечу еще что все эти сведения –общеизвестные  и многократно изложены в разного рода исторических сборниках и учебниках, поэтому я почти не привожу никаких ссылок. При желании, каждый может все это более подробно посмотреть, изучить и т.д.    

Рассказ о земельном споре между Терским казачьим войском и моздокскими хуторянам, размещенный на этом сайте, закачивается тем, что  все моздокские хутора с их землями объединили в 2 условных селения: Пиевское (4 хутора) и Больше-Осетинское (24 хутора). Условными, назовем их для ясности, т.к. хутора остались на свих местах, просто на группу хуторов было одно правление. Находились правления, соответственно, в х. Пиева и х. Большой Осетинский. Кроме этого, часть моздокских хуторов попала в пределы Моздокского городского выгона (см. статью на сайте и карты, размещенные на сайте). Селения моздокских хуторян, наряду с другими селами и станицами входили в Моздокский отдел, которым управлял Атаман отдела. В свою очередь, Моздокский отдел вместе с другими казачьими отделами (Пятигорским, Сунженским, Кизлярским) и национальными округами (Нальчикский, Владикавказский, Назрановский, Грозненский, Хасавюртовский) составлял Терскую область с центром во Владикавказе. В таком виде область существовала до февральской революции 1917 года. Последующие 3 года были насыщенны  событиями, связанными с революцией и гражданской войной на Тереке.

После известных событий произошедших в феврале 1917 года в центре страны, в Моздоке по примеру других городов юга России, также был избран гражданский исполком, призванный заменить собой прежнюю власть в Моздокском отделе. Однако, параллельно с ним существовали структуры Терского казачьего войска, контролировавшие власть в казачьих станицах, кроме этого был избран  Моздокский совет рабочих и крестьянских депутатов, который тоже «не сидел сложа руки».  Несколько позже, по призыву майского Всероссийского съезда крестьян и партии эсеров в Моздоке также образовался отдельный крестьянский совет и при нем земельный комитет,  уполномочивший себя решать земельные вопросы.   Этот период многовластья продолжился и после октябрьских событий в Петрограде, с той разницей, что: 1) в Моздокском отделе образовался казачий военно-революционный совет, который перехватил власть над казачьими станицами у Терского войскового правительства; 2) совет рабочих и крестьянских депутатов Моздока стал большевистским и принялся в противовес казачьим формированиям военно-революционного совета собирать собственные вооруженные отряды. Нараставшие противоречия должен был решить съезд народов Терека. Первый съезд открылся, как известно, в Моздоке 25 янв.1918 года, второй съезд – 16 февраля в Пятигорске. В результате была образована Терская Советская республика, где органами власти на всех уровнях были определены Народные советы. Для руководства Моздокским отделом был избран  Отдельський Народный совет, а его председателем  большинством голосов назначили казака социалиста и революционера  Георгия Бичерахова.  С избранием Народного совета многовластие в Моздокском отделе превратилось в двоевластие – потому что Моздокский совет рабочих и крестьянских депутатов, не сложил полномочий, а продолжал действовать,  сконцентрировав фактическую власть в самом городе. Конфликт между двумя советами  Моздока - Народным и Рабоче-крестьянским стал неизбежным, в том числе из-за политической недальновидности их лидеров. На Дону и Кубани набирала силу  Добровольческая армия, лидеры которой отнюдь не разделяли социалистических взглядов левых эсеров на справедливое землеустройство, тем более - идей большевиков. Не смотря на эту, вполне реальную угрозу, руководители указанных двух моздокских советов, тем не  менее, развязали первую фазу гражданской  войны на Тереке с многочисленными ненужными жертвами с обеих сторон и взаимными террористическими акциями[1].  Эта война, по сути - между эсерами и большевиками, длившаяся около 5 месяцев, негативно отразилась на  авторитете новой революционной власти  и существенно облегчила захват Терской республики Добровольческой армией Деникина, которая затем всем показала, что есть настоящий террор.  Только патологическая жестокость и жадность деникинских генералов реабилитировала большевиков и в целом советскую власть в глазах в основном крестьянского населения области.  В январе 1919 Моздок заняли белогвардейцы, а с началом весны и до конца осени в городе и на хуторах наступил период некоторой стабилизации. Власть в отделе опять перешла к вновь назначенному Атаману. При атамане было восстановлено управление отделом. Городом управляла Моздокская  городская управа, а порядок поддерживала  городская стража. Как раз в этот период времени произошли события, о которых я упоминаю в рассказе об образовании хутора Ось-Богатырь.

В марте 1920 г после бегства белогвардейцев  из Моздока, для управления городом и территорией бывшего Моздокского отдела,  был создан Ревком, который подчинялся Терскому областному Ревкому (во Владикавказе). Летом того же года вместо Ревкома  был избран Моздокский исполком, которому, кроме города,  был подчинен  довольно обширный район от ст. Прохладной до ст.Мекенской и от ст. Вознесенской до сел. Али-Кую и, в том числе, селения моздокских хуторян: Больше-Осетинское, Пиевское, Кабардинское, а также хутора на бывшем городском выгоне объединенные в селения Графское, Медведева, Русское. Селение Кабардинское (хутора Авалова, Новый, Испирова и Довлатова) ранее входило в  Больше-Осетинское общество, в 1920 г впервые упоминается в качестве  самостоятельного административного образования.  

Весной 1921 года Терская область была разделена на Горскую ССР и Терскую губернию. Территория подчиненная Моздокскому исполкому стала называться Моздокским уездом Терской губернии. Центром Терской губернии был избран г.Георгиевск.

Летом 1924 года Моздокский уезд превратился в Моздокский район, а Терская губерния в Терский округ с центром в г. Пятигорске. Горская республика распалась на национальные автономные области и Сунженский казачий округ. Декретом ВЦИК РСФСР от 25.01.1925 г все северокавказские округа и национальные области, вместе с Кубано-Черноморской и Донской областью объединили в один большой Северо-Кавказский край с центром в г. Ростов-на-Дону. В этот край не входили только Калмыкия и Дагестанская АССР (вошла в 1931 г). Итак, наши хуторские селения подчинялись Моздокскому райисполкому. Районная власть (исполком райсовета, аппарат уполномоченного окружного отдела ГПУ, и др.)  подчинялась органам власти Терского округа в г. Пятигорск (исполком Терского окружного совета, окружной комитет ВКП(б), Терский окружной отдел ГПУ и т.д.), а окружные власти – краевым органам в Ростове. На уровне края окружными отделами ГПУ, а после их расформирования, оперативными секторами ОГПУ и уполномоченными в районах  руководил Полпред ОГПУ и его аппарат.

На низовом уровне, на хуторах, в части административного управления  тоже произошли изменения. В 1924 г перестали существовать Больше-Осетинское, Пиевское и Кабардинское сельские общества с их правлениями. Все хутора села и станицы Моздокского района объединили в несколько крупных сельских советов. В том числе: Агабатырский Русский и Троицкий сельсоветы и исполкомы.

Агабатырский сельский совет включал хутора: Большой Осетинский, Дыдымкин, Каргов, Колиев, Лукожев (Никитин), Тантисов, Торосов, Полтавский, Сокаев, Цециев, Нартон, а также ряд мелких хуторов бывших частнособственнических экономий овцеводов-тавричан.

Русский сельский совет - хутора: Лепилин, Губжоков, Русский 1, Русский 2, Ауштров, Дортуй, Джикаев, Хотаев, Пиев,  Бугулов, Медведев.

Троицкий сельский совет-хутора: Екатериновский, Туков, Старо-Хохлачев, Испиров,  Новый, Авалов, Довлатов, Ось-Багатырь, Ново-Хохлачев, Графский, Тамазов, селения Веселый и Ново-Георгиевский[2].

В феврале 1926 года в Моздокском районе при разукрупнении сельских советов были дополнительно образованы Веселовский, Губжоковский, Полтавский, Аваловский и Пиевский сельские советы. Полномочия Аваловского сельсовета и исполкома распространялись на хутора, из которых впоследствии составилось село Серноводское. В региональном масштабе, далее, происходило следующее. В августе 1930 года было принято решение ликвидировать округа и соответственно окружные органы власти, а потому Моздокский район стал подчиняться напрямую краевым властям в Ростове-на-Дону. В 1934 году от Северо-Кавказского края отделили северо-западные районы и образовали из них Азово-Черноморский край. Центром Северо-Кавказского края стал г.Пятигорск. В декабре 1936 г - начале 1937г, из состава края вышли национальные автономные республики. Край стал называться –Орджоникидзевским, а краевым центром стал г. Ворошиловск (Ставрополь). С 1943 года край называется - Ставропольским. Курской район был образован в январе 1935 года в составе Северо-Кавказского края. До этого, станица Курская входила сначала в Степновский района, а с 1929 года – в Моздокский район. При образовании Курского района хутора входившие в  Пиевский и Агабатырский сельсоветы  были переданы из Моздокского района в Курской.  Через 9 лет Указом. Президиума ВС СССР от 01.03.1944 г южная часть Моздокского района вместе с городом была из Ставропольского края передана в Северо-Осетинскую АССР, а северная часть, где располагались почти все моздокские хутора (кроме х. Тукова и х. Комарова (Екатериновки)), была присоединена к Курскому району. Таким образом, существовавшие изначально административные связи между Моздоком и его хуторами были разорваны.

 [1] Под террористическими акциями, подразумевается убийства с целью устрашения населения. 

[2] Список населенных мест Северо-Кавказского края, 1925г. Ростов-на-Дону

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика