Пятница, 19.04.2024, 15:31

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Особенности жизненного уклада хуторян | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

Любой, кто хочет проследить свои генеалогически корни, узнать побольше о том, как жили его предки, чтобы получить желаемый результат, должен учитывать особенности которые были присущие жизни хуторян.

Одна из таких особенностей - относительно частые переезды с одного хутора на другой в пределах Моздокских земель – т.е. внутренняя миграция. Многие наши предки легко меняли место жительства, переезжая из хутора в хутор в поисках лучшей жизни.  Пример: мой родственник Никита Мисетов с сыновьями Михаилом и Максимом в начале 1877 были внесены в «именной список хуторянам» (1) как живущие на хуторе Дортуй, в 1879 году они же были в списках по хутору Бугулова (Тукова), а после образования в 1889 году «особого осетинского поселения» (2) Екатериновки  Михаил Никитович переехал в этот хутор и в списках от 1895 г уже числился там. Затем он переехал на х. Тукова.    Из этого примера следует - если ваш дед жил, к примеру, на х. Лепилин, то  это не означает что прадеда нужно искать в списках по этому же хутору. 

О том, что заставляло хуторян менять место жительства можно догадываться, но способствовало миграции ряд факторов. Хуторяне не были привязаны к земле отношениями собственности, земля была в их пользовании,  и в то же время, на новых местах они не оставались без земельных наделов. Недвижимое имущество, которое могло бы как-то препятствовать развитию у крестьян охоты к перемене мест, сводилось  все к турлучной хате – мазанке, у некоторых даже этого не было – жили в землянках.  У турлучной хаты, если кто не помнит, стенки – плетень обмазанная с двух сторон глиной, а крыша из камыша. Холода в Моздокской степи зимой стояли приличные, температура в отдельные дни опускалась до 25-30 градусов мороза. Более теплые саманные дома на хуторах на смену мазанкам пришли в конце 19 -  начале 20 века. Как могли выживать люди зимой в таких условиях современному человеку понять трудно. Неудивительно, что до 65-70 лет на хуторах доживали единицы. Основным преимуществом турлучной хаты было то, что ее при наличии дерева для столбов и перекладин несложно было построить на новом месте.

Относительно готовности осетин менять места проживания, говорить сложно, потому что до средины 18 века они в основном жили компактно в горных ущельях в условиях малоземелья в больших родовых домах. Переселение осетин на равнину началось после того как территория Малой Кабарды стала контролироваться царской военной администрацией. 

Кабардинцы (черкесы) малоземельем не страдали и перемещались часто, причем с середины 18 века и в 19 веке переселения князей, узденей и подвластных им людей с места на место, а также бегство крестьян от своих владельцев за Терек к русским приняли более массовый характер. Связанно это было как  с междоусобными распрями  между князьями большой и малой Кабарды, так и вследствие многолетней войны, начавшейся между Россией и частью влиятельных кабардинских князей (3) после строительства Моздокской крепости.  Частые перемещения в поисках лучших условий у кабардинцев в ту пору было, что называется «в крови», и это так же способствовало внутренней миграции.

Следствием такой способности легко менять место жительства стало ускоренное  перемешивание  и метисизация  хуторских  черкесов, осетин, грузин и армян.

Особенными можно считать так же религиозную жизнь, верования и обряды Моздокских хуторян. Более подробно об этом написано в работах Б. Калоева, Н. Кунова и И. Боловой.

Вопросам религиозности  моздокских хуторян,  источникам  своеобразия их духовной жизни  посвящена отдельная страница « Религия моздокских хуторян». Там же -  интересные сведения по истории религии горцев и другие данные.

Здесь я только подчеркну основные моменты. Для того чтобы были понятны религиозные предпочтения степных горожан приведем сведения об их  национальном составе и вероисповедании.

По данным на 1879 г. к городу Моздоку относились 43 хутора (4)  в них в целом проживало около 600 семей или дворов. Цифра может быть не совсем точной потому что по другому списку, составленному двумя годами ранее,  в хуторах было 593 двора (5). В среднем семья состояла их 4-5 человек. Из указанных 600 семей:  282  семей осетинских (47%);  247 - черкесских  (41,2 %); 39 –грузинских (6,5%); 29 - армянских (4,8%), 3 – русских семьи (0,5%). Осетины все были «новообращенные» христиане, грузины - православные, за исключением  тех кто жил на хуторе Католический и вероятно был католиком (?), хуторские армяне скорее всего были григориане. Черкесы, за исключением тех, кто жил на хуторах Авалов, Довлатов, Абрамкин (Испиров) и Новый были тоже относились к новообращенным православным.  На 4 магометанских хуторах проживало  по данным от 1879 года 116 семей (6).  Несложные подсчеты показывают, что через 115 лет после начала «хуторизации» Моздокской степи  около половины черкесского населения  было магометанского вероисповедания. Это можно объяснить тем что «черкесы-христиане» были поселенцами первой волны. В середине 18 века позиции ислама в Кабарде были не столь крепки, по крайней мере ислам не воспринимался как «вера отцов и дедов». Напротив, народные верования были достаточно сильны  среди кабардинцев в ту пору, благодаря чему они, даже не получая подпитку откуда-то со стороны, в какой-то  степени сохранились среди потомков хуторян.  На этот счет С. Бейтуганов в своей работе (7) приводит ряд интересных  цитат из архивных источников 18-19 веков подтверждающих что «по природе адыгов им был ближе дух язычества»  и там же он пишет что «вторя половина XVIII в, особенно его последняя четверть, отмечена интенсивной исламизацией кабардинцев». Возможно, это происходило, в том числе, и на протестной основе, потому что совпало по времени с периодом активизации  русско-черкесских военных столкновений.  Как известно на 1 этапе, пока Кабарда не стала подконтрольна России и границы империи не подвинулись к Кавказскому хребту, в Моздоке разрешалось селиться только крещенным горцам. В этот период первые поселенцы - черкесы и осетины,  получали достаточно земли в пользование и в дополнение к своей народной вере – церковные праздники и христианские имена, черкесы к тому же получали свободу от своих владельцев (8). К концу 18 века ограничения связанные с вероисповеданием переселенцев потеряли смысл и крещение стало необязательной  процедурой.  В последующем в Моздок переселялись кабардинцы, которые считали себя мусульманами, селились они обособлено на востоке моздокских земель в недалеко отстоящих друг от друга хуторах Авалов, Довлатов, Абрамкин и Новый. Последний (он же последний по времени заселения)  был основан примерно в 1845-47гг. Обилие «языческих» имен среди поселенцев мусульман  говорит о том, что исламская традиция далеко не из всех сфер жизни вытеснила  «адыгский закон».

Итак, соотношение «магометанского» и «христианского» населения в моздокских хуторах (9) к концу 19 века было ¼, т.е.  магометан было около 20% от всего населения. Осетин  было более чем в 2 раза больше чем  их единоверцев кабардинцев. Карта моздокских хуторских земель на тот период имела следующий вид.  Самым южными хуторами были –Екатеринен (ныне - Комарово и Туков). Самые западные хутора- Лепилина и Дортуй  в 1,5-2 км от теперешнего  Пиевского леса. На севере городских земель располагались Торосов, Грузинский, Цециев хутора (в 5-8 км к северу от х. Агабатырь). На восточной границе находились 4 кабардинских магометанских хутора (к северу от Авалова –Довлатов, к югу Испиров и Новый), а на северо-востоке - хутора Никиткин и Сакаев (восточнее х. Агабатырь). Остальные хутора находились в указанных пределах.

Общая христианская вера способствовала перемещению семей из хутора в хутор, совместному проживанию православных черкесов, осетин, грузин, армян, русских и образованию смешанных браков. К концу 19 века 2/3 моздокских хуторов были со смешанным населением. Через 2-3 десятилетия чисто кабардинских или осетинских хуторов не осталось вовсе, кроме магометанских сел и возможно Большого Осетинского хутора, который был переселен после войны.  Население 4-х мусульманских хуторов, как уже указывалось выше, жило несколько обособлено, мало участвуя в  этом смешении народов. Напротив,  среди населения православных хуторов смешанные браки были обычным явлением. К примеру мой дед – кабардинец (1869 г.р.) был второй раз женат на односельчанке осетинке, их старший сын (1901г.р.) женился на кабардинке из казачьего хутора, т.е. можно предположить, что в этом процессе участвовало население не только моздокских, но и казачьих (станичных) осетинских и кабардинских хуторов. В  20-х и 30-х годах прошлого века большинство православного населения (10) могло общаться на осетинском и кабардинском языках.

Одной из особенностей жизни моздокских хуторян, связанной с их вероисповеданием, является то, что, несмотря на удаленность хуторов от г. Моздока, усопших везли хоронить  на городском кладбище поближе к главной православной святыне хуторян Моздокской Иверской иконе Божьей Матери, которая находилась в Успенской церкви. Этим объясняется то, что после исчезновения многих хуторов (христианских), на их месте не осталось кладбищ. Жители хуторов считались гражданами Моздока (приписаны к мещанскому сословию города), они принадлежали   к Моздокскому приходу,  там же крестили новорожденных, венчались, отпевали покойников и хоронили на близлежащем кладбище. Изначально переселенцы не относились к конкретным хуторам как к месту своего постоянного проживания, многие переселялись  из хутора в хутор, а их почившее родственники лежали на городском  кладбище, где их было удобно посещать по праздникам, когда народ стекался к Успенской церкви. К сожалению, и это не спасло могилы наших предков от забвения - после войны старое кладбище разровняли и на его месте многое чего построили чего нельзя было строить (см. география памятных мест на сайте).  

Некоторые сведения о Моздокской иконе Божьей матери, история которой полна загадок, приведены мной на вкладке « Моздокская икона Божьей матери» (см. меню сайта).

Среди особенностей присущих жизни моздокских хуторян нужно также отметить распространенность двойных имен у православной части населения. Имеется в виду, когда в бумагах написано одно, а зовут человека по-другому.  Вообще двойные имена не очень редкое явление на Кавказе даже сейчас, но в XVIII и IX веках среди моздокских черкесов и осетин это было правилом и связанно было с тем, что православные имена греческих и еврейских корней  данные при крещении, использовались в основном при официальных отношениях, в каких либо документах. Для повседневной жизни у хуторян были, более привычные для языка, национальные имена. Официальные имена если использовались, то в сильно измененном виде -  Ладем – Владимир, Гиргор – Григорий и т.д.  Поэтому, если из семейных преданий известно, что вашего прапрадеда звали Бъыту, то в посемейных списках он может значиться как Никита и т.п. К примеру, моего родственника родившегося еще, в позапрошлом веке, звали Хъабош, и даже в заметках в районной газете 40-х годов он упоминается под этим именем, в то время как по паспорту он был Тихон.  Вполне допустимо, что иногда  даже родные дети  не знали точных официальных имен своих родителей и это также вносит некоторую путаницу в генеалогические  исследования, особенно если мало исходной информации. Один из родоначальников фамилии Мисетовых – Михаил (ровесник моего деда Стефана-Степана) считался по отчеству - Николаевичем и в посемейных списках за  1912 год так и был записан, но изучение более ранних списков позволило установить, что отца Михаила звали Никитой, и он (Михаил) является родным братом Максима – родоначальника другой ветви Мисетовых.   

 

Литература:

1.  Список Моздокским хуторам и жителям оным при сем. Рапорт Моздокского полицмейстера от 19 июля 1877г  №1928, Ф 11, оп.81,  д. 57, ЦГА РСО-А.

2. Рапорт Моздокского полицмейстера,  Ф 11, оп. 58 д., 102, ЦГА РСО-А.

3.  Не все черкесы объединились в борьбе за независимость в период  почти столетней Кавказской войны. Значительная часть князей и узденей была лояльна к царской власти,  находилась на службе у царя, сказались  почти 3 века отношений между Кабардой и Россией. Малая Кабарда совсем не воевала,   часть владельцев Большой Кабарды прекратила сопротивление в 1779 г, те же, кто не принимал русской власти уходили за Кубань и продолжили борьбу. 

4. Из 43 хуторов, только 5 хуторов можно было с натяжкой причислить к хуторам: Католический(Чхеидзе), 3 хутора Пшеунетовых и х.Тумарова, остальные по сути являлись выселками и селами

5. По аналогичным спискам  от 1877 года: осетин -270 сем.,  черкес-243 сем., армян- 38 сем., грузин-37 сем.,  русских-5 сем., всего 593 семьи (двора).

6. По спискам от 1877 г на хуторах Авалов, Абрамкин, Довлатов и Новый насчитывалось 106 семей.

7. С.Н. Бейтуганов. Кабарда: истории и фамилии. Нальчик. «Эльбрус». 2007, (pdf файл на    http://www.djeguako.ru/content/view/259/50/)

8. В Кабарде существовало развитое сословное деление и те кто обрабатывал землю собственноручно – не  принадлежали к князьям или первостепенным узденям. Крепостное право было отменено в России и в Кабарде после 1861 года. Количество вольных кабардинцев существенно возросло в начале 19 века когда крепостные бежавших за Кубань владельцев объявлялись царской администрацией вольными.   У осетин крепостного права не было и в этом смысле они были свободными.

9. Население только городских хуторов, без селений Веселое, Новогеоргиевское и казачьих станиц и хуторов.

10.  Население моздокских хуторов можно называть условно-православными: до революции  они не смотря на то, что были крещены, исполняли как основные христианские праздники – рождество, пасху, крещение, троицу, так и  народные религиозные праздники и обряды, а после революции уже не все и крестились, но праздники отмечали и обычаи соблюдали. 


 герб Моздока архив

Герб Моздока был утвержден 7 сентября 1842 года. На сайте Российской национальной библиотеки (http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html) в «Полном собрании законов Российской империи» можно посмотреть соответствующий указ (второе собрание, 17 том, закон №16351) и рисунок (вверху). В описание герба указано: "Щит разделен на две половины: в верхней областной герб Кавказской области, а в нижней в голубом поле листья шафрана".

герб стар цв

 

Так выглядит старый герб в цвете: Изображение из сайта Хронос.  http://www.hrono.info. Там же написано, что «изображение герба, сделано в XIX веке художником Г.Штрёлем». 


 

Современный герб Моздока Утвержден Решением Городского Совета города Моздока от 18.04.2000 № 12

Описание герба: «В лазоревом (синем, голубом) поле зеленый стебель шафрана с таковыми же листьями пурпурным цветком с золотыми тычинками».

На сайте геральдистов России http://www.heraldik.ru  указаны авторы современного варианта герба, а также следующие сведения:

«За основу герба муниципального образования "Город Моздок" взят исторический герб города Моздока, утвержденный 7 сентября 1842 года, подлинное описание которого гласит:

"Лазоревый (синий, голубой) цвет символ чести, преданности, истины, чистоты неба.   Пурпурный цвет - символ власти и достоинства, преображения и благородства, священнодействия и торжественности, высшей славы и изобилия. Зеленый цвет - символ весны, радости, надежды, жизни, природы, а также символ здоровья.  Золото - символ прочности, величия, богатства, интеллекта, великодушия».

Выбор в качестве символа Моздока цветка крокуса, по-другому шафрана, для меня был непонятен, потому что крокусов в окрестностях города я не встречал, хотя, скажу честно, целенаправленно их и не искал.  Выбор этот мне стал ясен, когда я сам увидел, как великолепно выглядят на зеленой траве дикорастущие весенние крокусы. Полянка с крокусами  встретилась мне в одном из горных ущелий  Осетии, где я сделал снимок украшающий сайт (рядом с заглавием). Надо полагать, что крокусы все же росли (растут) под Моздоком и их красота, заставила, тех от кого это зависло, выбрать эти цветы в качестве символа города.

Большинство моздокских хуторян, которые жили на восточной половине 141 участка ближе к ногайским степям, любовались скорее не крокусами, а дикорастущими красными и желтыми тюльпанами. Эти цветы в обилии росли в степи, и теперь их можно встретить в начале мая, в бурунах, к северо-востоку от Авалова. Если бы существовал отдельный «хуторской герб», то скифский тюльпан (см.фото) мог бы его украсить. 


 

Скифский тюльпан. Фото Мисетовой Л.Р , май 2011 г, в окрестностях х.Авалов 

 

 

 

Красный дикорастущий тюльпан, фото  май 2011, там же. 




   

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика