Пятница, 26.04.2024, 16:24

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Моздокская икона Божией Матери | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

О Моздокской иконе Божией Матери.

       Чудотворная Моздокская икона Божией Матери – особенное явление в религиозной жизни моздокских хуторян. Она появилась в Моздоке вместе с переселенцами, а в период  когда стали исчезать хутора – исчезла и икона. Для хуторян эта икона была с одной стороны символом православия – ключом к пониманию православных истин, а с другой, оставалась важным элементом горской религиозной культуры  (см. страничку о религии моздокких хуторян).  Крещенные моздокские осетины и черкесы  считали  икону своей, но окружающее православное население, и в том числе казачество, ценило ее не менее горцев.   Образ Божией Матери Моздокской   был  известен и почитаем далеко за пределами моздокских земель. Списки иконы находились во многих храмах на юге России. Есть свидетельство о том, что сам Николай II молился перед ней и специально для царя была написана копия иконы.  Этот образ и сейчас популярен среди верующих, списки иконы хранящиеся в храмах Осетии, Северного Кавказа, а также во многих местах России и почитаются так же как некогда – оригинал.

        В истории обретения и утери Моздокской иконы Божией Матери остается очень много неясного и даже загадочного. Попытаемся систематизировать и проанализировать имеющиеся сведения об Иконе, чтобы ответить, насколько это возможно, на некоторые вопросы с ней связанные.

О том, откуда появилась Икона, как она попала в Моздок, и какими чудесами прославилась в свое время, в 19 веке, были составлены два документа:

1) Рукописное сказание о чудо­творной иконе Иверской Богоматери;

2) Печатная записка о чудотворной иконе Божией Матери в Моздокской Ус­пенской церкви.

Оба документа хранились в Моздокской успенской церкви, а после завершения строительства Моздокского Успенского собора в 1894 году, по всей вероятности были перенесены вместе с Иконой в новый собор. Оба эти документа не сохранились[1]. Однако существуют другие письменные источники составленные в той или иной степени на основании указанных выше утерянных записок, на которые мы будем опираться в нашем расследовании, в том числе:

1. «Сказание о Чудотворной Иверской иконе Божией матери, находящейся в успенской церкви гор. Моздока и о построении Храма в честь сей Иконы в гор. Моздоке». Книжка была издана в 1894 году в г. Владикавказ. В 1994 году, через сто лет, книга была переиздана  опять же во Владикавказе, благодаря чему мы можем ознакомиться с полным текстом «Сказания ...».

2. Записка святителя Игнатия (Дмитрий Александрович Брянчанинов) о городе Моздок;  записка под заглавием «Моздок», опубликована в Полном собрании творений святителя Игнатия Брянчанинова, Том II, Москва, «Паломникъ», 2006, стр. 502-508.

3. Статья Протоиерея Косьмы Токаева «Следование Иверской чудотворной иконы Божьей Матери по горам Северной Осетии Алагирского ущелья». Статья опубликована в газете «Владикавказские епархиальные ведомости» за 1898 год, №№3,4.

          В сети Интернет можно встретить множество иных текстов о Моздокской иконе Божией Матери, но они ничего нового не содержат, являются вторичными по отношению к перечисленным источникам, никакой пользы от них нет. За исключением отдельных статей, в которых (остается надеяться что не без оснований) упоминаются сведения отсутствующие в указанных выше источниках. В том числе в работе игумена Андрея «История Владикавказской епархии»[2] упоминается факт того, что «4 декабря 1914 года Моздокская икона была принесена для поклонения ей императором Николаем II во время его однодневного визита во Владикавказ». Это же событие в статье на сайте «Спектр-инфо»[3] дается более развернуто: “перед осетинской святыней коленопреклоненно молился последний император Николай II. Произошло это 4 декабря 1914 года, когда он на обратном пути с турецкой границы (шла война, и государь побывал в Закавказье, дабы личным присутствием ободрить Кавказскую армию) посетил Владикавказ. Специально по этому случаю в Михайло–Архангельский кафедральный собор из Моздока была доставлена чудотворная икона. На память императору о его пребывании в Терской области была подарена копия Моздокской иконы».

Есть также на страницах Интернета  текст «Акафиста пресвятой Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемые Моздокския»[4]. Однако, этот богослужебный текст мало, что дает для нашего исследования.

Закончив на этом библиографическую часть, попытаемся разобраться в истории Иконы на основе имеющегося скудного материала.

           История иконы, если коротко резюмировать большинство, взятых из  различных источников текстов, заключается в следующем:

В начале 13 века царица Тамара подарила осетинам икону. Эта икона почти 6 веков хранилась в горах, в Куртатинском округе, в маленькой церквушке в ауле под названием Майрам(ы)кау. Церковь, в которой она стояла, три раза подверглась огню, но святую икону каждый раз во время пожара находили целою.  В девяностых годах 18 века осетины- переселенцы наме­ревавшиеся поселиться на Терской линии (около гор. Кизляра) взяли с собой икону. Переселенцы остановились на ночлег в Моздоке, в осетинском селении, за крепостным валом. Происходило это в первые годы епископства преосвященного Гаия (Токаова). Известно, что Гаий (Токаов) был назначен епископом Моздокским в 1793 г. Узнав о чудотворной иконе преосвященный Гаий  с торжественным крестным ходом вышел из города, совершил перед иконой молебен. На месте где икона провела ночь вначале была построена часовня, где была помещена чудотворная икона.

В 1797 году вместо часовни был выстроен и освящен деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. В Моздоке икона еще более прославилась, стала именоваться Моздокской. В мае 1894 г был торжественно освящен новый Моздокский Успенский собор, куда перенесли икону (рис. 1). Собор был окончательно разобран 1958 году, но к этому времени он уже был отчасти разрушенным и не действовал (рис.2). Моздок был освобожден от немцев в январе 1943 года. Вероятно, что собор был разрушен во время боев, которые шли в этом районе с лета 1942 года. Надо полагать, что в разрушенном соборе служба не велась и иконы там уже не было.

Игумен Андрей (Мороз) пишет: «год, когда икона исчезла, в точности установить не удалось. Большинство из опрошенных называют 1936-38 года, но все уверены в том, что в немецкую оккупацию Моздока ее уже не было»[5].

О дальнейшей судьбе Иконы ничего неизвестно.

          Каждый из этапов или эпизодов, приведенной выше истории: дарение иконы осетинам, пребывание иконы в горах Осетии, перемещение иконы в Моздок, пребывание иконы в Моздоке, исчезновение иконы, - вызывает немало вопросов  и заслуживает внимательного рассмотрения. Но первое, что хочется знать, и я думаю многие со мной в этом согласятся, это то как выглядела Моздокская икона Божией Матери, ведь фотографий иконы нет. Есть списки Иконы, есть не очень хорошо сохранившаяся  хромолитография, и есть очень краткое описание иконы, которое мы рассмотрим немногим позже.    

Список иконы - это копия почитаемой иконы, в то же время -  не точная копия. «В списке иконы сначала – содержание, а затем – форма. В копии сначала – форма, затем – содержание. В списке духовное единство передается через цвета и линии. В списке движение от внутреннего к внешнему: в копии – от внешнего к внутреннему»[6]. Одним словом, список иконы не является ее точной копией, потому что внешняя схожесть  здесь не самое главное. Вот что написано по этому поводу в Википедии: «икона считается явлением Божественной истины, а иконописец при создании образа играет роль лишь посредника — проводника этой истины, то «прототип» и «копия» абсолютно равнозначны, список имеет то же именование, что и оригинальная икона и обладает всеми её свойствами. Вопроса подлинности для иконы не существует, каждая каноническая икона подлинна, так как указывает на Божественный первообраз. Этим может объясняться, к примеру, огромное количество разнотипных икон, относимых преданием к одному источнику, действительно каждый список может считаться в какой-то мере подлинником».

На рисунках 3 и 4 размещены изображения списков с Моздокской иконы  Божией Матери, сделанных в разные годы разными иконописцами. Это далеко не все списки с чудотворной иконы.

  

Видно, что списки внешне отличаются  и определить, которое изображение более схоже с оригиналом вряд ли возможно.

                Кроме списков иконы, благодаря всемирной паутине, стала доступна всем хромолитография Моздокской иконы Божией Материи. Опубликована хромолитография была на сайте Георгиевской епархии http://www.georg-eparhia.ru, а также на сайте https://drevo-info.ru (Древо) и на многих других страницах. Я прошу прощения у автора опубликовавшего впервые изображение иконы в интернете, потому что не могу на него сослаться. Можно предположить, все же, что изображение иконы было впервые размещено на странице Георгиевской епархии, так как там же указано, что она (хромолитография) взята из архива библиотеки Георгиевского храма г. Георгиевска.

Как известно, хромолитография это разновидность литографии, при создании которой для нанесения каждого цвета применялась отдельная печатная форма. Печатная форма делается на камне или цинковой пластине. При использовании этого способа краска переносится со специального литографического камня на бумагу или холст.

В отличие от иконописцев делающих списки с икон, хромолитографические мастерские изготавливали копии известных икон и стремились их сделать как можно точнее. А чтобы подчеркнуть данное обстоятельство, специально, на хромолитографиях икон делали надписи, указывающие что это: «точная копия», «истинное изображение», «точное подобие» и т.д.  Примеров таких копий почитаемых икон много в книге под названием «Альбом изображений святых Икон. Издания хромолитографий Е.И. Фисенко в Одессе», доступной в интернете.

Таким образом, можно надеяться, что мастера которые делали хромолитографию Моздокской иконы  Божией Матери, постарались точно перенести ее облик на бумагу.  Не зря же на хромолитографии написано, что это «Точное изображение Чудотворной Иконы Пресвятой Богородицы Моздокской на Кавказе» (рис 5).

Обращает внимание, что на некоторых списках Моздокской иконы Божией Матери, также имеется подобная надпись. В частности, на иконах хранящихся в Храме святого пророка Божиего Илии и в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в г. Владикавказе. Очень вероятно, что указанные списки были сделаны не непосредственно с иконы, а с хромолитографии. 

Как видно из рисунка 5 хромолитография  заметно пострадала от времени, обтрепались края, появились заломы, царапины, отсутствуют мелкие фрагменты и.т.д. Все это сильно мешает восприятию иконы. Тем не менее, на ней сохранились надписи позволяющие определить когда и кем она была издана и сделана. По нижнему полю хромолитографии хорошо читается верхняя строка:  «Издание Моздокского Успенского собора». Средняя строка читается хуже но разобрать можно:

«От С-Петербургского Духовного Цензурного Комитета печать дозволяется.  28го Декабря, 1895 года. Цензор Иеромонах Мефодий».

Благодаря сохранившимся на нижней строчке двух фрагментов слов «...тиль...» и «....сса» удалось после небольших поисков в интернете установить, что изготовлена эта хромолитография была в мастерской «В. Тиль & Ко», Одесса, которую как раз в 1895 г цензурировал иеромонах Мефодий.

          Имея навыки работы в программе Photoshop по восстановлению старых фотографий, я не стал дожидаться когда обнаружится еще один экземпляр хромолитографии иконы, теперь уже без дефектов. Принципиально, методика восстановления цифровой копии старой фотографии  от восстановления цифровой копии иконы не отличаются. Ведь задача состоит в реставрации внешнего вида копии. Для выполнения этой задачи потребовалось довольно много времени, но, тем не менее, удалось достичь определенного результата, с которым и поспешил ознакомить читателей сайта «Моздокские хутора» (рис. 6).  Мы уже указывали что художники делавшие  хромолитографию почитаемой иконы стремились сделать ее точную копию, поэтому есть надежда что отчасти восстановленная  хромолитография передает нам внешний вид оригинала.

 

 

Я рассчитываю на то, что читатели сайта «Моздокские хутора» поделятся своими замечаниями по поводу данной работы, прошу всех заинтересованных  данным вопросом писать на адрес mozdok.hutor@mail.ru 

   (продолжение следует)

 

[1] О том что эти документы не сохранились пишет Игумен Андрей (Мороз) в книге «История Владикавказской епархии», Элиста: Джангар, 2006. — 240 с.

 

[2] Игумен Андрей (Сергей Григорьевич Мороз) «История Владикавказской епархии», Элиста: Джангар, 2006. сайт http://ive1875.narod.ru/index_3.htm,

[3] Сайт СПЕКТР.ИНФО. адрес. » http://www.spektr.info/articles/religiya/35/. источник статьи  Интернет-проект ''Осетия и осетины''

[4] «Акафист пресвятой Богородице в честь чудотворныя Ея иконы, нарицаемые Моздокския», издан по благословению Высокопреосвященнейшего Гедеона, митрополита Ставропольского и Бакинского, в 1991 г.
Акафист Божией Матери в честь Моздокской Её иконы составлен в 1915 году епископом Владикавказским и Моздокским Антонином (Грановским). Акафист был одобрен и благословлен к печати Святейшим Синодом.  Текст «Акафиста..» и комментарий размещены на сайтах:  http://dearfriend.narod.ru/books/other/28.html  и http://www.voskres.ru/oikumena/mozdikona.htm

[5] Игумен Андрей (Сергей Григорьевич Мороз) «История Владикавказской епархии»,

[6] Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/

 

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика