Пятница, 29.03.2024, 17:43

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | География памятных мест | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

География памятных мест в Моздоке

 Итак, крещеные черкесы и осетины и прочие «азиатцы» - жители моздокских хуторов были прихожанами Успенской церкви в Моздоке,  там хранилась главная святыня хуторян – Моздокская икона Божией Матери. Хоронили своих усопших они, тоже в Моздоке, на кладбище недалеко от церкви.

В этой связи, вполне естественно, для человека интересующегося историей хуторов, желание узнать: где находилась деревянная Успенская церковь? в каком месте был построен каменный Успенский собор? где располагалось то кладбище, на котором полтора века хоронили наших предков? Причем, расположение этих объектов хотелось бы знать довольно точно, а не «примерно в этом месте».  Очень интересной представляется история самой Иконы (но о ней я приведу свои рассуждения на отдельной странице).

Для этих своих географических изысканий я искал и продолжаю искать какие-либо планы и карты Моздока, возраста от конца 19 века до 50-х годов 20-го века. К слову, я был бы очень благодарен, если кто-либо помог мне в этом вопросе с информацией. К сожалению, поиски в ЦГА по РСО-А результатов положительных не дали. Порой, не всегда даже знаешь – где искать и у кого спросить. Единственным доступным планом города Моздока был известный всем план 20-х годов 19 века, изображенный в книге  Б.Калоева «Моздокские осетины». Этот план мне попадался и в других местах – но всегда либо в  усеченном виде как в книге Калоева, либо с низким разрешением, размытыми надписями – и было не понять, как его можно употребить для пользы дела.  Наконец - то я набрел в интернете  на совершенно замечательную электронную библиотеку по адресу http://kazak.info/ (Большая электронная библиотека казачества), где среди прочего добра была и эта карта, в довольно хорошем качестве. Правильное ее название «План Кавказской области городу Моздоку», собственноручно утвержденный Его Императорским Величеством Александром 17 июля 1822 года. Этот же план, и тоже со сносным разрешением, я затем обнаружил в Национальной электронной библиотеке (Полное собрание законов Российской империи, собрание (1649 - 1825),  Книга чертежей и рисунков (планы городов),стр. 112)  адрес сайта: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1.

После того как я смог прочитать «изъяснения» на указанном Плане, где под номером 3 рядом с селением  Осетинским значилась Церковь Успения Пресвятыя Богородицы, оставалось как-то совместить  План с современной картой Моздока.

Несколько минут я сравнивал подробный спутниковый снимок Моздока выложенный в сервисе Яндекс-карты со старым планом города, а потом понял что все эти квадратики на схеме от 1822 года прекрасно, без всякой возни с проекциями, совмещаются с современной картой Моздока. Планировка улиц старой части Моздока, а так

же кварталов Осетинского селения за 190 лет почти не изменилась. Остальное,  было уже делом техники, надо было совместить 2 карты и вынести место расположения Успенской церкви на современный снимок города.

 

 

 

 

 

Далее я просто съездил в Моздок посмотреть, что сейчас делается на месте где стояла деревянная церковь. Весь квартал, где располагался храм и вспомогательные постройки, оказался  плотно застроен жилыми домами – это собственно было видно и на снимке. Но на одном из участков, в пределах площади где находилась Успенская церковь я к своей радости обнаружил небольшую деревянную часовню. Как объяснили соседи, на этом месте раньше жила бабушка, которая при жизни участок свой поручила православной церкви. После упокоения старушки, церковь благоустроила участок и  построила часовню. Таким образом, я мог, не тратя время картографические построения, приехать в Моздок, зайти в Успенско-Никольскую  церковь  и спросить все у батюшки.

 

 

          Следующая  задача - определить точные границы кладбища хуторян в Моздоке, является  более сложной. Для достоверности обязательно нужен документ (план или схема) на которой эти границы зафиксированы. 

опубликовано на сайте - август 2011

(продолжение следует).

 ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

География памятных мест в Моздоке (продолжение)

 

Следующим объектом, который мы рассмотрим в рамках продолжения темы географии памятных  мест, является кладбище в Моздоке, куда хуторяне везли хоронить усопших. Для  удобства, я буду называть его «хуторским», хотя, разумеется,  здесь хоронили не только жителей хуторов, но и собственно горожан.  На этом кладбище были похоронены мои бабушка с дедом и прочие предки и родственники. Сейчас, район этот застроен и определить где проходили границы бывшего кладбища довольно сложно. 

В результате своих поисков в этом направлении я обнаружил некий план с частью города от 1951 года, а это было время, когда хуторское кладбище еще не успели заровнять и  Успенский собор еще не снесли.

Я полагаю, читатели этого сайта, так же как и я, сталкиваясь с фактом «заравнивания» или ликвидации того или иного кладбища, испытывают ощущение сомнительной целесообразности и нелепости этого действа. Да, у нас есть строительные и санитарные нормы и правила, в необходимости и полезности которых я не сомневаюсь. В них указанны сроки «минерализации», «кладбищенский период» и прочие разные нормативы. Правила разрешают (но не обязывают!) через 20 лет после закрытия кладбища, сносить надгробия и  сажать деревья, а потом и застраивать определенным образом территорию кладбища. Но ведь кладбище не  обычный социальный объект типа общественного пруда или городской больницы. Кладбище – часть нашей духовной культуры, многовековой традиции, элемент (как сейчас принято выражаться) культурного ядра. Кладбище – часть нашей памяти, связь с прошлым, место непосредственного общения с близкими ушедшими от нас людьми. В этой связи можно многое сказать и вспомнить, привести множество примеров. Иметь на земле могилу и памятник – всегда было особой привилегией, даже у буддистов, не говоря уже о прочих верующих и неверующих, причем это привилегия не только умершего, но также живых, его родных и близких.  Поэтому власти (прежде всего  - городские) должны всячески заботиться об общественных кладбищах, а не ждать, скажем, когда пройдет двадцать лет, чтобы заровнять очередное кладбище.  Пишу эти общеизвестные истины не в укор кому-либо, а из сожаления о случившемся. 


 Итак, на обнаруженном плане были нанесены Успенский собор и хуторское кладбище, во всяком случае, в границах  1951 года.   Далее, на сайте Яндекс.Карты я  взял опубликованный для общего обозрения спутниковый снимок Моздока и  совместил его с планом. Потеряв на этом деле на отдельных участках еще метров десять точности, я, тем не менее, вынес контуры кладбища на спутниковый снимок и предлагаю взглянуть на результат.

Снимок из Яндекса довольно подробный и на нем без труда угадываются все улицы и здания.

Кладбищ, как видно (ограничены линиями желтого цвета), целых три.  Самое большое, размером 11 га,  -  православное хуторское кладбище. К западу от него еще 2 кладбища размерами поменьше (2,2 и 0,8 га).  Можно предположить (пока, за неимением данных), что они принадлежали иным религиозным обществам, к примеру: армяно-григорианам, мусульманам  жившим в городе и Горской станице или католикам. 

        По размерам кладбища  можно определить, с погрешностью  до 10-15%, количество захоронений.  Если исходить из современных нормативов, то на хуторском кладбище было  не менее 13 тыс. захоронений.



Опубликовано на сайте: январь 2013 год 



Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика