| НОВОСТИ |
Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"
| |
К читателям |
Уважаемые читатели сайта! Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения. Не забывайте заглядывать сюда время от времени. Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта. Mozdok.hutor @yandex.ru |
Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
> -->
|
Рассматривая сборники Владикавказских епархиальных ведомостей, я обнаружил в девятом номере за 1899 год две заметки имеющие непосредственное отношение к Моздокским хуторянам. Обе заметки не требуют каких-либо комментариев. Они очень информативные сами по себе, особенная первая заметка раскрывающая степень воцерковленности моздокских хуторян, роль ногайского языка и разные интересные детали. Вторя заметка-некролог по случаю смерти священника внесшего большой вклад в строительство собора.
Владикавказские епархиальные ведомости
№9, 1-го мая, 1899 г часть неофициальная. стр. 184-186 автор не указан
Христианская проповедь среди Моздокских хуторян.
Близ гор. Моздока, на север от реки Терека, разбросано 28 хуторов. населенных разными Кавказскими племенами, преимущественно Осетинами и Черкесами. Они занимают площадь около 40 тысяч десятин. Всех их считается 1700 душ и большинство из них принадлежит к христианскому вероисповеданию: из всего их количества магометанскую религию исповедуют только около 460 человек, населяющих четыре отдельных хутора. Все они считают своим приходским храмом Моздокский Успенский собор и числятся его прихожанами, хотя посещают его весьма редко. С одной стороны, отдаленность некоторых хуторов от города Моздока (до 45 вер.) и неудобство путей сообщения, с другой — влияние магометанских мулл, при отсутствии православного священника, делают то, что большинство хуторян считается христианами только по имени. Некоторые из них по отдаленности расстояния не бывают в храме и не исполняют своих христианских обязанностей по несколько лет. Посещали их, конечно, православные пастыри из Моздока, но по той же самой причине такие посещения не могли быть часты и не оказывали на них надлежащего влияния. Вследствие этого христианское вероучение и богослужение постепенно забывались ими и хуторяне естественно стали подчиняться влиянию соседнего муллы, который при случае не задумывался наделять таких христиан напр. запиской из Корана.
Такое положение хуторян, лишённых христианского просвещения и церковного на них воздействия давно обращало на себя заботливое внимание нашего Архипастыря, Преосвященнейшего Владимира, зорко следящего за духовными нуждами своей разноплеменной паствы. Уже более четырех лет он изыскивает средства удовлетворить духовные нужды этих оторванных от общецерковной жизни прихожан и дать им потребное православно-христианское просвещение. Могучими средствами для этого всегда были и будут христианское богослужение и проповедь. На них и обратил свое внимание наш Архипастырь и постоянно стремился, насколько возможно прочно поставить это дело среди Моздокских хуторян. За отсутствием храма, который, конечно, и не мог быть сооружен, среди мелких хуторов, разбросанных на большом пространстве, забота Преосвященного обратилась на усиление среди них христианской проповеди. Для этого подыскивались подходящие лица, изобретались средства и т. п. Поставить это дело на надлежащую высоту оказалось предприятием весьма нелёгким. Главное затруднение заключалось в том, чтобы найти такое лицо, которое могло бы вести беседы с туземцами на общепонятном для всех их языке - ногайском. Население хуторов, как уже сказано, состоит из осетин и других кавказских племен, известных жителям гор. Моздока под общим именем черкесов. Каждое из этих племен говорит на своём собственном наречии и кроме того имеет один общий язык, ногайский, так сказать, объединяющей все эти наречия и попятный для всех этих племен. Проповеднику, таким образом, необходимо знать именно этот язык и на нем вести беседы, ибо в противном случае, с знанием например одного осетинского языка, он останется недоступным и непонятным для черкеса и проч. После долгих поисков Просвещённейшему Владыке наконец удалось найти именно такого человека в лице свящ. Н. Касторского, окончившего миссионерские курсы в Казанской Духовной Академии по татарскому отделу. Ему поручено Владыкой заняться преимущественно делом христианского просвещения туземцев — хуторян и возможно частыми посещениями поддерживать в них христианский дух и сознательное отношение к своим христианским обязанностям, и вообще удовлетворять их духовные нужды. О. Касторский трудится там с ноября месяца прошлого года и, посещая осетинские и черкесские хутора, беседует с жителями о вере и христианской жизни, знакомит их с заповедями Божьими, объясняет наиболее важные изречения Священного писания, толкует с ними о христианских обязанностях и вместе с тем опровергает магометанство, сравнивая его с христианским учением. Кроме бесед, о. Касторский совершает для хуторян и богослужение ели это оказывается возможным. За неимением походной церкви, такие богослужения по необходимости ограничиваются в большинстве случаев совершением водосвятных молебнов, общих панихид и проч. По замечанию о. Касторского, выраженному им в рапорте Его Преосвященству, хуторяне всегда охотно собираются на службу, очень усердны к молитве, внимательны к слушанию бесед и вообще искренно жаждут духовного просвещения. Таким образом почва для христианского воздействия на хуторян несомненно есть, и можно надеяться, что с помощью Божьей и с благословения нашего Архипастыря дело это принесёт желанные плоды, в особенности, когда хуторяне будут иметь свою походную церковь и слушать в ней божественную литургию. На удовлетворение и этой нужды Владыка в настоящее время уже обратил, свое заботливое внимание и возбуждает ходатайство об открытии для них походной церкви.
Кстати заметим, что пользование походной церковью в недалеком будущем значительно облегчится. В настоящее время гражданским начальством возбуждено ходатайство перед высшею властью об образовании трех поселений из существующих 28-ми хуторов, при чем места для этих поселений избираются наиболее удобные, как в целях административно-полицейского надзора, так и для сохранения отношений и связей поселян между собою.
Владикавказские епархиальные ведомости №9, 1-го мая, 1899 г часть неофициальная. стр. 186-189
Протоиерей о. Федор Орлов
(НЕКРОЛОГ)
1-го сего апреля, после непродолжительной болезни отошел ко Господу, на 75 году своей жизни, старейший и заслуженный священнослужитель Владикавказской епархии, настоятель Моздокского Успенского Собора, Протоиерей Феодор Орлов. Покойный был уроженец Кавказской епархии, в состав которой до 1885 г. входила и Владикавказская, и родился в селе Новоегорлыкском Ставропольской губ. Образование он получил в Киевской духовной семинарии, из которой вышел в 1849 году со званием студента. Вся служебная деятельность почившего протекла в родном ему крае. 21 ноября 1850 года он был рукоположен в сан священника к Дмитриевской церкви гор. Екатеринодара, откуда в 1857 году перемещен в г. Ставрополь, к градской Варваринской церкви. Снискавши здесь особое уважение Епархиальнаго начальства, как пастырь, «фактически доказавший свою способность приобретать любовь и доверие своих прихожан» (из резолюц. Преосвященного Кавк. и Черном.), о. Орлов 14 мая 1861 года производится в сан протоиерея с назначением настоятелем Успенской соборной церкви гор. Моздока, каковое место занимал бессменно до самой кончины.
За время своей долговременной службы, покойный о. Орлов, кроме прямых пастырских обязанностей, исполнял много и сторонних: двукратно был благочинным церквей с 1861- 69 г. и с 1875-98 г.; некоторое время состоял в должности смотрителя и учителя латинского языка Моздокского духовного училища - с 1866 г.; был членом строительной комиссии при постройке архиерейского дома в г. Ставрополе, с 1857 -59; председателем строительного комитета по постройке в г. Моздоке каменного Успенского Собора с 1872 г.; директором Моздокского тюремного замка с 1874 года. За свои труды покойный протоиерей многократно получал благодарности Епархиального начальства и благословение Святейшего Синода, имел Синодальный наперсный крест, ордена св. Анны 3 и 2 ст. и св. Владимира 4 ст.
На всех местах своей службы о. протоиерей зарекомендовал себя с лучшей стороны, как пастырь, добре правивший врученною ему от Бога паствою, как ревностный и энергичный исполнитель возлагавшихся на него служебных обязанностей. Памятником его трудов, как настоятеля Собора, остается новый каменный Успенский Собор, с благолепным, сияющим золотом, иконостасом - это величественное и прекрасное здание, при постройке которого, в качестве председателя строительного комитета, о. Орлов принимал самое живое и деятельное участие. Как близко к своему сердцу принимал он нужды Собора, видно из следующего. Три года тому назад, когда назрела потребность в приобретении новых колоколов для Собора, о Орлов, не взирая на свой преклонный возраст и частые недуги старости, лично предпринял путешествие в г. Петербург, чтобы исходатайствовать материал (медные артиллерийские пушки) для отливки колоколов.
В отправлении богослужений покойный отличался строгим исполнением богослужебного устава, вследствие чего его служения были всегда очень продолжительны. О. Орлов отличался твердым характером и самостоятельностью в суждениях. Как частный человек. он вел довольно замкнутый образ жизни. Говорят, что он много благотворил для меньшей братии, но, как верный служитель Христов, любил совершать милостыню в тайне. Да воздаст ему Господь Бог за это сторицею во царствии своем!
Хотя по внешнему виду покойный отец протоиерей казался старше своих лет, но, по-видимому, был довольно бодр и никто не думал, что смерть так близка от него. 4-ю седмицу поста, очередную, он служил сам, в пятницу исповедовал говевших, в субботу причащал, в воскресенье, 28 марта, был даже на духовном концерте в здании Моздокского 3-х классного училища. В понедельник он заболел (общим параличом), а в четверг в 4 часа пополудни большой колокол Успенского Собора возвестил жителям града о кончине высокочтимого о. протоиерея.
Весть эта быстро облетела город и толпы народа спешили к дому, почившего, чтобы вознести первую молитву об упокоении души его.
По облачении усопшего в священный одежды, была отслужена панихида и затем началось чтение Евангелия, продолжавшейся непрерывно до выноса тела в церковь. Евангелие читалось пятью диаконами посменно, в облачениях. В промежутках прибывшими священниками служились панихиды. Вынос тела в Собор последовал в субботу, 3 апреля, в 10 часу утра, во время чтения часов. Затем была отслужена заупокойная литургия и после нее чин погребения, который совершали священнослужители Моздокских церквей и Терской станицы.
В конце отпевания прибыли священники станиц Луковской и Ново-Осетинской, которые приняли участие в выносе тела из церкви к могиле.
Трогательный чин священнического погребения, длившееся более двух часов, пятикратное чтение Евангелия и молитв священниками, пение умилительных ирмосов: «Волною морскою», слышимых только в Великую субботу и пасхальную полунощницу, - все это производило глубокое впечатление на молящихся и многие плакали. Народу было так много, как только бываете в праздники Преполовения и Успения.
Из церкви к могиле, изготовленной в ограде соборной, гроб был вынесен на руках священнослужителей.
Здесь, у могилы, Протоиерей Варфоломей Синанов, прослужившей при Успенском Соборе вместе с о. Орловым более 38 лет. сказал прочувствованную речь, в которой кратко очертил заслуги покойного.
Мир праху твоему, достоуважаемый наш старший собрать и сослужитель!
Свящ. П. Пшеницын.
|
|