Пятница, 19.04.2024, 07:06

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Религия хуторян 2 | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

Рассматривая сборники Владикавказских епархиальных ведомостей, я обнаружил в девятом номере за 1899 год  две заметки имеющие непосредственное отношение к Моздокским хуторянам. Обе заметки не требуют каких-либо комментариев. Они очень информативные сами по себе, особенная первая заметка раскрывающая степень воцерковленности  моздокских хуторян, роль ногайского языка и разные интересные детали. Вторя заметка-некролог по случаю смерти священника внесшего большой вклад  в строительство собора.

 

Владикавказские епархиальные ведомости

№9, 1-го мая, 1899 г часть неофициальная. стр. 184-186 автор не указан

Христианская проповедь среди Моздокских хуторян.

Близ гор. Моздока, на север от реки Терека, разбро­сано 28 хуторов. населенных разными Кавказскими племенами, преимущественно Осетинами и Черкесами. Они занимают пло­щадь около 40 тысяч десятин. Всех их считается 1700 душ и большинство из них принадлежит к христианскому вероисповеданию: из всего их количества магометанскую религию исповедуют только около 460 человек, населяющих четыре отдельных хутора. Все они считают своим приходским храмом Моздокский Успенский собор и числятся его прихожанами, хотя посещают его весьма редко. С одной стороны, отдаленность некоторых хуторов от города Моздока (до 45 вер.) и неудобство пу­тей сообщения, с другой — влияние магометанских мулл, при отсутствии православного священника, делают то, что большинство хуторян считается христианами только по имени. Некоторые из них по отдаленности расстояния не бывают в храме и не исполняют своих христианских обязанностей по несколько лет. Посе­щали их, конечно, православные пастыри из Моздока, но по той же самой причине такие посещения не могли быть часты и не оказы­вали на них надлежащего влияния. Вследствие этого христианское вероучение и богослужение постепенно забывались ими и хуторяне естественно стали подчиняться влиянию соседнего муллы, который при случае не задумывался наделять таких христиан напр. запиской из Корана.

Такое положение хуторян, лишённых христианского просвещения и церковного на них воздействия давно обращало на себя за­ботливое внимание нашего Архипастыря, Преосвященнейшего Влади­мира, зорко следящего за духовными нуждами своей разноплеменной паствы. Уже более четырех лет он изыскивает средства удовле­творить духовные нужды этих оторванных от общецерковной жиз­ни прихожан и дать им потребное православно-христианское просвещение. Могучими средствами для этого всегда были и будут христианское богослужение и проповедь. На них и обратил свое внимание наш Архипастырь и постоянно стремился, насколько возможно прочно поставить это дело среди Моздокских хуторян. За отсутствием храма, который, конечно, и не мог быть сооружен, среди мелких хуторов, разбросанных на большом пространстве, забота Преосвященного обратилась на усиление среди них христиан­ской проповеди. Для этого подыскивались подходящие лица, изобре­тались средства и т. п.  Поставить это дело на надлежащую высоту оказалось предприятием весьма нелёгким. Главное затруднение заключалось в том, чтобы найти такое лицо, которое могло бы вести беседы с туземцами на общепонятном для всех их языке - ногайском. Население хуторов, как уже сказано, состоит из осетин и других кавказских племен, известных жителям гор. Моздока под общим именем черкесов. Каждое из этих племен говорит на своём собственном наречии и кроме то­го имеет один общий язык, ногайский, так сказать, объединяющей все эти наречия и попятный для всех этих племен. Проповеднику, таким образом, необходимо знать именно этот язык и на нем вести беседы, ибо в противном случае, с знанием например одного осетинского языка, он останется недоступным и непонятным для черкеса и проч. После долгих поисков Просвещённейшему Вла­дыке наконец удалось найти именно такого человека в лице свящ. Н. Касторского, окончившего миссионерские курсы в Казанской Ду­ховной Академии по татарскому отделу. Ему поручено Владыкой за­няться преимущественно делом христианского просвещения туземцев — хуторян и возможно частыми посещениями поддерживать в них христианский дух и сознательное отношение к своим христианским обязанностям, и вообще удовлетворять их духовные нужды. О. Касторский трудится там с ноября месяца прошлого года и,  посещая осетинские и черкесские хутора, беседует с жителями о вере и христианской жизни, знакомит их с заповедями Божьими, объясняет наиболее важные изречения Священного писания, толкует с ними о христианских обязанностях и вместе с тем опровергает магоме­танство, сравнивая его с христианским учением. Кроме бесед, о. Касторский совершает для хуторян и богослужение ели это оказы­вается возможным. За неимением походной церкви, такие богослужения по необходимости ограничиваются в большинстве случаев совершением водосвятных молебнов, общих панихид и проч. По за­мечанию о. Касторского, выраженному им в рапорте Его Преосвященству, хуторяне всегда охотно собираются на службу, очень усердны к молитве, внимательны к слушанию бесед и вообще искренно жаж­дут духовного просвещения. Таким образом почва для христианского воздействия на хуторян несомненно есть, и можно надеяться, что с помощью Божьей и с благословения нашего Архипастыря дело это принесёт желанные плоды, в особенности, когда хуторяне будут иметь свою походную церковь и слушать в ней божествен­ную литургию. На удовлетворение и этой нужды Владыка в настоя­щее время уже обратил, свое заботливое внимание и возбуждает хо­датайство об открытии для них походной церкви.

Кстати заметим, что пользование походной церковью в недалеком будущем значительно облегчится. В настоящее время гражданским начальством возбуждено ходатайство перед высшею властью об образовании трех поселений из существующих 28-ми хуторов, при чем места для этих поселений избираются наиболее удобные, как в целях административно-полицейского надзора, так и для сохранения отношений и связей поселян между собою.

 

 

Владикавказские епархиальные ведомости №9, 1-го мая, 1899 г часть неофициальная. стр. 186-189 

 

Протоиерей о. Федор Орлов

(НЕКРОЛОГ)

1-го сего апреля, после непродолжительной болезни отошел ко Господу, на 75 году своей жизни, старейший и заслуженный священнослужитель Владикавказской епархии, настоятель Моздокского Успенского Собора, Протоиерей Феодор Орлов. Покойный был уроженец Кавказской епархии, в состав которой до 1885 г. входила и Владикавказская, и родился в селе Новоегорлыкском Ставропольской губ. Образование он получил в Киевской духовной семинарии, из которой вышел в 1849 году со званием студента. Вся служебная деятельность почившего протекла в родном ему крае. 21 ноября 1850 года он был рукоположен в сан священника к Дмитриевской церкви гор. Екатеринодара, откуда в 1857 году перемещен в г. Ставрополь, к градской Варваринской церкви. Снискавши здесь особое уважение Епархиальнаго начальства, как пастырь, «фактически доказавший свою способность приобре­тать любовь и доверие своих прихожан» (из резолюц. Преосвященного Кавк. и Черном.), о. Орлов 14 мая 1861 года произво­дится в сан протоиерея с назначением настоятелем Успен­ской соборной церкви гор. Моздока, каковое место занимал бессменно до самой кончины.

За время своей долговременной службы, покойный о. Орлов, кроме прямых пастырских обязанностей, исполнял много и сто­ронних: двукратно был благочинным церквей с 1861- 69 г. и с 1875-98 г.; некоторое время состоял в должности смотри­теля и учителя латинского языка Моздокского духовного учили­ща - с 1866 г.; был членом строительной комиссии при пост­ройке архиерейского дома в г. Ставрополе, с 1857 -59; председателем строительного комитета по постройке в г. Моздоке каменного Успенского Собора с 1872 г.; директором Моздокско­го тюремного замка с 1874 года. За свои труды покойный про­тоиерей многократно получал благодарности Епархиального началь­ства и благословение Святейшего  Синода, имел Синодальный на­персный крест, ордена св. Анны 3 и 2 ст. и св. Владимира 4 ст.

На всех местах своей службы о. протоиерей зарекомендовал себя с лучшей стороны, как пастырь, добре правивший врученною ему от Бога паствою, как ревностный и энергичный исполнитель возлагавшихся на него служебных обязанностей. Памятником его трудов, как настоятеля Собора, остается новый каменный Успенский Собор, с благолепным, сияющим золотом, иконостасом - это величественное и прекрасное здание, при постройке которого, в качестве председателя строительного комитета, о. Орлов принимал самое живое и деятельное участие. Как близко к своему сердцу принимал он нужды Собо­ра, видно из следующего. Три года тому назад, когда назрела потребность в приобретении новых колоколов для Собора, о Ор­лов, не взирая на свой преклонный возраст и частые недуги ста­рости, лично предпринял путешествие в г. Петербург, чтобы исходатайствовать материал (медные артиллерийские пушки) для отливки колоколов.

В отправлении богослужений покойный отличался строгим исполнением богослужебного устава,  вследствие чего его служения были всегда очень продолжительны. О. Орлов отличался твердым характером и самостоятельностью в суждениях. Как частный человек. он вел довольно замкнутый образ жизни. Говорят, что он много благотворил для меньшей братии, но, как верный служитель Христов, любил совершать милостыню в тайне. Да воздаст ему Господь Бог за это сто­рицею во царствии своем!

Хотя по внешнему виду покойный отец протоиерей казался старше своих лет, но, по-видимому, был довольно бодр и ни­кто не думал, что смерть так близка от него. 4-ю седмицу поста, очередную, он служил сам, в пятницу исповедовал говевших, в субботу причащал, в воскресенье, 28 марта, был даже на духовном концерте в здании Моздокского 3-х классного училища. В понедельник он заболел (общим параличом), а в четверг в 4 часа пополудни большой колокол Успенского Собора возвестил жителям града о кончине высокочтимого о. протоиерея.

Весть эта быстро облетела город и толпы народа спешили к дому, почившего, чтобы вознести первую молитву об упокоении души его.

По облачении усопшего в священный одежды, была отслужена панихида и затем началось чтение Евангелия, продолжавшейся непрерывно до выноса тела в церковь. Евангелие читалось пятью диаконами посменно, в облачениях. В промежутках прибывшими  священниками служились панихиды. Вынос тела в Собор последовал в субботу, 3 апреля, в 10 часу утра, во время чтения часов. Затем была отслужена заупокойная литургия и после нее чин погребения, который совершали священнослужители Моздокских церквей и Терской станицы.

В конце отпевания прибыли священники станиц Луковской и Ново-Осетинской, которые приняли участие в выносе тела из церкви к могиле.

Трогательный чин священнического погребения, длившееся более двух часов, пятикратное чтение Евангелия и молитв священниками, пение умилительных ирмосов:  «Волною морскою», слышимых только в Великую субботу и пасхальную полунощницу, - все это производило глубокое впечатление  на молящихся и многие плакали. Народу было так много, как только бываете в праздники Преполовения и Успения.

Из церкви к могиле, изготовленной в ограде соборной, гроб был вынесен на руках священнослужителей.

Здесь, у могилы, Протоиерей Варфоломей Синанов, прослу­жившей при Успенском Соборе вместе с о. Орловым более 38 лет. сказал прочувствованную речь, в которой кратко очертил заслуги покойного.

Мир праху твоему, достоуважаемый наш старший собрать и сослужитель!

 

Свящ.    П. Пшеницын.

 

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика