Пятница, 29.03.2024, 10:20

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Постройки хуторян | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

Жилые и хозяйственные постройки Моздокских хуторян.

начало

Материал, который изложен на этой странице, посвящен жилищам и прочим постройкам хуторян. Тема эта обширная, а сведений заслуживающих публикации на сайте пока не так много. Есть, говорят, где-то в недрах научных институтов материалы этнографических экспедиций побывавших на хуторах, будет время - доберемся и до них. По мере накопления интересных сведений, будем заполнять новые странички, а пока надо разместить то что есть. 

Прежде всего, надо дать определения используемым основным терминам, чтобы мы не путались в понятиях. 

В русском языке слово «постройка» имеет 3 значения, но мы его будем употреблять только в значении - «то, что построено; сооружение, здание, строение». Под жилой постройкой - мы будем подразумевать «дом», жилое здание - где люди живут. Понятие «хозяйственная постройка» означает все надворные постройки, используемые для размещения скота, бытовых и хозяйственных целей (сараи, амбары, навесы, бани и т.д.).

Договоримся также, что определения «плетневая», «турлучная» и «мазанка» по отношению к жилым постройкам означают  одно и то же.  

Еще одно важное вводное замечание - мы будем здесь рассматривать постройки, от начала основания Моздока до 30-х годов XX-го века.

Мы уже разбирали на страницах этого сайта процесс заселения Моздока и образования хуторов, поэтому не будем на этом останавливаться. Отметим только, что люди, которые переселялись непосредственно на хутора, могли на первое время останавливаться у родственников или же жить в шалаше или землянке, а потом уже строить мазанку. Со временем, на хуторах стали появляться саманные дома и даже деревянные. Крыты они были как правило камышом или соломой, а некоторых богатых хуторян - черепицей.

Русское население Моздока, казачьих станиц и хуторов называла эти дома хатами. Видимо, потому что оно (население) в основном прибывало из южнорусских и новороссийских областей, а жилища Моздокских хуторян принципиально не отличались от тамошних хат. Таким образом «хата» стало общепринятым названием хуторских домов.

Будем исходить из предположения (ниже постараемся это обосновать), что в начале на хуторах появились турлучные хаты, а затем уже саманные и деревянные. Поэтому соответственно расположим излагаемый материал.  В первой части статьи изложены сведения о турлучных постройках, в основном это компиляция (обзор) опубликованных данных по этой теме. Вторая часть - о саманных постройках, это также сведения из опубликованные материалов, но кроме этого, я познакомлю читателей с оригинальным полевым материалом собранным мной этим летом в с. Серноводское, а также с некоторыми данными полученными из архивных источников.

 

1. Турлучные строения.

Слово «турлук» тюркского происхождения и означает плетень обмазанную глиной.  Поэтому правильнее будет употреблять выражение «турлучная» хата или дом, чем «плетневая» или «хата - мазанка», но исходя из стилистических соображений будем использовать все три термина.  

 Предположение о том, что на хуторах турлучные строения появились раньше саманных, кажется очевидным, ведь прогресс идет от простого к сложному, от менее комфортного к более комфортному жилью. И в самом деле, саманное жилье более комфортное чем турлучное, но никак нельзя сказать, что оно более сложное в строительстве. Не нужно никаких столбов, замысловатых соединений, достаточно возвести стены и можно ложить на них двухскатную, также простую в строении, крышу. Строительный материал тоже весь под рукой, за исключением продольных балок, стропил и камыша. Суглинки для изготовления самана широко развиты в районе хуторов, за исключением бурунных земель (об этом подробно – в разделе природные условия, на сайте) и копать глубоко не надо – находятся прямо под почвенным слоем. Впрочем, вы, уважаемые читатели можете сами сравнить эти две технологии строительства и сделать вывод какой из них проще.

Почему же хуторской народ не строил саманные дома, а строил турлучные? Вероятнее всего, потому что не знал, что так можно строить, что материал под ногами и т.п., не было мастеров. Зато с турлучным жильем народ был хорошо знаком, люди жили ранее в турлучных домах и знали что это такое.

В обоснование этого утверждения, сделаем небольшой обзор доступных источников о распространенности турлучного жилья в тех местах откуда прибывали переселенцы в Моздок. Начнем с того что, турлучное жилье было традиционным для народов, живших на Северном Кавказе, да и в Закавказье тоже. Традиционное, в том смысле, что технология турлучного строительства передавалась из поколения в поколение на протяжении многих веков, а может быть даже и тысячелетий. Даже те племена, которые жили в высокогорных областях и строили каменные жилища использовали, турлучные или плетневые технологии для вспомогательных построек и сооружений. Тому есть множество исторических и археологических подтверждений. Не будем здесь эти подтверждения приводить, а посоветуем тем кому это интересно, обратиться к трудами признанного специалиста по традиционному кавказскому жилищу В.П. Кобычева, в частности с работой «Поселения и жилище народов Северного Кавказа в ХIХ-ХХ в.в.» (Наука. Москва 1982.). Эта книга есть в электронном варианте в сети интернет.

Как мы знаем (см. статью «Земельный вопрос...» на сайте) население хуторов до середины 19 века составляли в основном осетины и черкесы и в меньшей степени грузины и армяне. 

Из исторических сведений, размещенных на страничке «К истории заселения Моздока» на нашем сайте, видно, что армяне и грузины большей частью переселялись в Моздок из Кизляра, Астрахани и деревень, лежащих на Тереке и в пределах Кумыкской плоскости, а также из Кабарды. Сведения о том, что грузины и армяне и другие кавказские народы жили в турлучных домах мы находим в трудах известных авторов - кавказоведов 18-19 веков.

Иоганн Гильденштедт путешествовавший по Кавказу в начале 70-х годов 18 века, указывая, что в Кизляре были грузинский и армянский кварталы, о жилищах пишет следующее «...большинство же жилищ с тонким плетеным каркасом, с плетеными стенами, обмазанными глиной с рубленой соломой. Из такого же плетения и крыша. Внутри они очень низкие.»[1]

О кумыках Гильденштедт пишет: «среди них живет много армян, в руках которых находится небольшая торговля припасами, необходимыми для жизни, — кумыкскими продуктами и другими нужными вещами. Их жилища и села, как и остальные много раз описанные кавказские, из легкой клетчатой постройки с ивовой плетенкой».

О турлучных жилищах черкесов (всех черкесов от Черного моря до Малой Кабарды) написано довольно много, об этом писали Гильденштедт, Клапрот, Бларамберг и др. исследователи 18-19 веков. Позволим себе несколько цитат из этих авторов с указанием дат, когда они были на Кавказе:

«У них нет городов, а живут они в больших селах, но дома в них не рассеяны, как у абхазов, а стоят рядом друг с другом. Дома, такие же, как уже описанные у кавказцев, из легкой клетчатой постройки с плетеными и выбеленными стенами»[2] (И.Г. Гильденштедт. 1770 — 1773).

«Жилища черкесов возводятся в форме удлиненного прямоугольника от 4 до 5 саженей в длину и редко более 9 футов в ширину; стены делаются из тонкого плетня, тщательно обмазанного с обеих сторон глиной. На столбах, поддерживающих стены, они укрепляют стропила из легких балок, которые покрываются затем длинными стеблями травы»[3] (Петер-Симон Паллас 1793-1794).

«Дома их по конструкции очень напоминают дома кумуков, будучи из плетеного ивняка, а внутри и снаружи оштукатуренные. Однако дома эти отличаются от других, будучи покрытыми соломой, ибо глина в местности черкесов недостаточно крепкая. От 40 до 50 домов образуют круг, называемый селом на черкесском - куаже[4] (Ю.Клапорт. 1807-1808 г).

«Жилища черкесов Кабарды, собственно говоря, не дома, а скорее «большие корзины», тщательно сплетенные из веток и целиком хорошо обмазанные глиной, покрытые крышей из камыша. Жилища эти радуют взор: они стоят в ряд, обнесенные оградой, — изящные усадьбы и отдельно стоящие домики, предназначенные, по обычаю гостеприимства, для проживания гостей (путешественников, приезжих). Дома кубанских черкесов сплетены из ивовых прутьев и обмазаны глиной снаружи и внутри, внутреннее помещение чисто побелено; они содержат свои дома очень опрятно. Крыши в этих домах бывают соломенные или из камыша...»[5] (И. Бларамберг, 1830-1832 г).

и таких цитат можно привести довольно много.

В новейшее время тема турлучного кабардинского жилища разрабатывалась в трудах упомянутого выше Кобычева В.П. Кроме прочих деталей он описывает любопытные обычаи: «При строительстве турлучного жилища первый кол вбивали в юго-западном углу (в направлении Мекки, как говорили в старину) и дальнейшее движение совершали слева направо(?) (против часовой стрелки). В некоторых местах в землю под углы дома зарывали "на счастье" монету, зерно, поливали почву медом и т.д. ...  Для забивки первого кола приглашали уважаемого старика со "счастливою" рукой. Вбивая первый кол, он произносил .... здравицы и благопожелания хозяевам..»[6].

Прекрасной во всех отношениях работой является статья этнографа и археолога Александра Миллера «Черкесские постройки» опубликованная в 2 томе сборника «Материалы по этнографии России» в 1914 г., про постройки черкесов на Западном Кавказе. Рисунками из этой статьи я позволил себе проиллюстрировать данную страничку, а полностью статью А.Миллера можно скачать и прочитать по вот этой ссылке:/postroiki/cherkesskie_postrojki_a.miller.pdf  куда я ее подготовил и положил.

Из современных авторов, чьи работы доступны в сети «Интернет», интересны выдержки из статьи М.Н. Губжокова:

«Основным строительным материалом для жилища (как, впрочем, и для всех сооружений усадьбы) являлся турлук — обмазанный глиной плетень. Че­тырехскатная крыша жилища покрывалась камышом, соломой или осокой …. Для защиты от до­ждевой влаги и летнего зноя по всему периметру (или только по фасаду) дома устраивался навес, опиравшийся на деревянные колонны. Дом строился без фундамента, полы были земляные, обмазанные глиной. ... Турлучные постройки в случае необходимости могли легко разбираться (для чего места стыков делали разъемными), а наиболее трудоемкие детали перевозиться на новое место и неоднократно использоваться...

...Легкое, быстровозводимое турлучное жилище оказалось идеально приспособлено к частым перемещениям, вызванным военным бытом адыгов. Уже в XV в. подобная ситуация стала на­столько привычной, что, по словам итальянского миссионера Джорджио Интериано, строительство каменного дома, согласно представлениям адыгов, было равнозначно собственному признанию в трусости...»[7]

Подробно, в деталях, описывается порядок строительства кабардинского турлучного дома в статье Эфендиева Р.З. «Технология строительства кабардинского турлучного строения». Приводить здесь цитаты из этой работы нет смысла, ее нужно читать целиком по ссылке: http://a-shibzukho.livejournal.com/28182.html,  либо посмотреть вот здесь:/postroiki/tekhnologija_stroitelstva_kabardinskogo_turluchnog.docx

Приведенные, многочисленные цитаты про черкесское жилье, убеждают нас в том, что черкесы, переселявшиеся в Моздок, вероятно, лучше прочих были знакомы с турлучным жильем и разбирались в вопросах турлучного строительства.  

Осетины жили в горах в каменных саклях, но и они делали плетневые изгороди и прочие постройки, а по мере переселении в предгорья и на плоскость легко перенимали опыт возведения турлучных домов, т.е. осетины осваивали турлучное строительство по мере того как они выбирались из гор на плоскость. Моздокские осетины являются одними из первых кто это сделал.

Наиболее авторитетными исследователями, изучавшими жилища осетин, являются историки Л.А. Чибиров и Б.А. Калоев. Борис Александрович Калоев, кроме этого, как мы знаем, написал книгу про моздокских осетин, вот что он пишет в этой книге: «Как бы там ни было, первоначальным типом жилья у всех моздокских осетин был турлучный дом, хорошо отвечавший местным климатическими условиям, известный по всему Кизляро-Моздокскому краю. Воспринятый осетинами у соседей, он строился из плетеных стен…»[8].

Завершим, на этом, наш небольшой обзор распространенности турлучного жилья на Северном Кавказе среди черкесов, грузин, армян и осетин, и перейдем непосредственно к Моздоку и его хуторам.

О наличии турлучных домов в Моздоке в начале XIX века, мы узнаем также из заметок ученных – путешественников, побывавших в тот период в городе.  В 1811 г. М. Ф. Энгельгардт отмечал, что в Моздоке «стоят несколько довольно хороших деревянных построек, но большинство строений представляют собой плохие хижины из плетения и глины». Ю.Клапрот, побывавший на Кавказе в 1807—1808 г.г., тоже отметил, что в Моздоке дома частью деревянные, а частью плетеные, шпаклеванные глиной...»[9].

Какие-либо подробные сведения о турлучных жилищах по городу Моздоку отсутствуют. Тоже самое относится и к турлучному жилью на хуторах. Нет опубликованных подробных описаний, подобных описаниям А. Миллера в западной черкессии, нет схем, размеров, рисунков, фотографий, техники строительства, именно, турлучных хат на хуторах. То, что написано про постройки в Кабарде, не дает нам полного представления о том, какие были постройки на хуторах. Есть основания предполагать, что турлучные хаты на моздокских хуторах, отличались по размерам, по строению крыш и прочим деталям от турлучных домов в других местах. Мы знаем, что саманные хаты хуторян действительно отличались от таковых в Кабарде и Осетии значит и турлучные постройки тоже могли отличаться.

В самом начале данной публикации уже упоминалось о том далеко не все результаты этнографических экспедиций нашли свое отражение в изданных книгах и статьях. Поэтому, в отсутствие опубликованных специальных работ по турлучным домам на хуторах давайте разберем те, немногочисленные сведения, которые доступны по этой теме.

На страницах нашего сайта уже отмечалось, что этнографические исследования в отношении моздокских хуторян проводились отдельно по каждой этнической группе. Т.е. ученные кабардинцы изучали культуру и быт кабардинцев, ученные осетины - соответственно осетин.

В книгах современных нам авторов, посвященных моздокским кабардинцам, Н.А. Кунова и И.М. Боловой о турлучных постройках на хуторах сказано очень мало, буквально несколько строк.

В книге Боловой И.М. указывается следующее: «стены дома сооружались из саманного кирпича, крыша накрывалась камышом и соломой, а для большей устойчивости сверху засыпалась глиной и обмазывалась ею. Следует отметить, что на хуторах переселенцев преобладали плоские крыши домов. Но основная масса населения еще долго продолжала жить в традиционных турлучных домах, крытых крышей из соломы»[10]. К сожаленью, автор не приводит никаких доказательств в подтверждение этого, как я полагаю, справедливого утверждения.  

Н.А. Кунов пишет: «Строились также и турлучные дома, стены которых состояли из плетня, обмазанного с обеих сторон»[11]. Николай Алиевич пишет это со слов информатора жительницы х. Авалов Ф.М. Жумалаковой.

Минимум сведений о турлучных хатах в материалах коллег можно объяснить тем, что хутора, Авалов[12], Ось-Багатырь и Новый Хохлачев, которые объединились затем в село Серноводское, строились в 20-30 годах. В эти годы хуторской народ уже разобрался в преимуществах строительства из самана и турлучные хаты больше не возводились.  В 50-х годах прошлого века большинство старых хуторов было ликвидировано. В оставшихся старых хуторах (Агабатырова, Дыдымова, Соколова, Бугулова, Губжокова), видимо, встретить турлучный дом в 70-е годы уже было сложно.

В этом смысле, больше повезло исследователям, которые изучали быт хуторян раньше, еще до войны. Б.А. Алборов был на осетинских хуторах (Пиева и др.) в конце 20-х начале 30-х годов прошлого века и лично наблюдал условия жизни хуторян. Вот что он пишет в работе «Из фольклора Моздокских осетин», отрывок из которого размещен на сайте:

«Дома в хуторах друг от друга расположены на значительном расстоянии. Свободная между домами площадь отводилась для стоянки крупного и мелкого скота. Жилища - типа степных построек, легкие мазанки. Стены их делаются из саманного кирпича или из плетня, обмазанного глиной (турлучные); полы земляные, потолков нет, крыша устлана снизу доскам или опять турлучная и служит и потолком. Русских печей пока мало. Больше всего встречаются камины, или каминообразная старая тохона - комбинация очага и печи с дымоотводом как у печи. Крыши дома большею частью, помазаны глиной или покрыты камышом. У одной стены вдоль всей светелки устроена саманная площадка, приблизительно в длину человека, напоминающая нашу тархаг, но шире; заменяет она собой деревянные нары. Эта площадка покрыта войлоком или циновками, в зависимости от состояния. Эта площадка заменяет собою кровать, на которой располагаются несколько человек». (Архив Б.А. Алборова», ЦГА РСО-А, Фонд р.759, опись1, дело 30).

  Б.А. Калоев в книге «Моздокские осетины» дает представление о том, что из себя представляли турлучные хаты в осетинских хуторах (осетин-цайта). Хуторская хата состояла из двух неравных помещений и сеней (сенцев) между ними. «Большая комната с очагом и очажной цепью (позже - печь с плитой) служила кухней, а меньшая - жильем и гостиной».

Однако, самое интересное в этой книге, в свете рассматриваемой темы, это то, что автор, ссылаясь на статью некоего доктора Козловского в газете «Кавказ» за 1865 г., приводит в книге описание строительства турлучного дома у осетин-цайта на хуторе Липилина происходившее в 1865 году.

Здесь надо пояснить, что хутор Лепилина был в 3 км западнее моздокского хутора Дортуй (см. карту хуторов). После того, как в 80-х годах 19 века земли 141 участка по плану Лориса-Меликова были размежеваны между казаками и моздокскими хуторянами, хутор Липилина оказался на казачьих землях Луковского юрта. Тем не менее, там еще долго продолжали жить осетины-цайта. Б.А. Калоев в книге несколько раз ссылается на Козловского, и судя по этим ссылкам, доктор Козловский в 60-х годах XIX века бывал на хуторах и затем публиковал свои наблюдения в газете «Кавказ». Я полагаю, что для читателей сайта будет интересно познакомится со статьями Козловского о хуторянах и поэтому обещаю обязательно, найти подшивки газеты за 1865 год, перепечатать тексты и разместить их на сайте, так как я сделал это с трудами Бентковского о Моздоке.

Доктор Козловский, пишет Калоев, «был первым из единственным, кто дает представление о постройке такого турлучного дома. Первый этап постройки заключался в выравнивании земляной площадки. После этого в землю вбивали ряд столбов (саджындз) из дубового дерева на расстоянии 1-2 м друг от друга (по усмотрению строителя), между этими столбами вбивали ряд кольев (михта) с расстоянием между ними 35-40 см. Затем их густо переплетали ветвями (уис) орешника. На одной стороне дома, обычно повернутой ко двору, оставляли  отверстия для окон и дверей, причем, как видно из сохранившихся еще домов, окна делались очень маленькими, по-видимому, как это подтверждают старожилы, из-за отсутствия стекла. По окончании  стройки окон, приступали к покрытию дома крышей.

Для  укрепления столбов стен на них клали продолговатые балки, концы которых скрепляли друг с другом способом "замка". Потом по серединам боковых (т.е. торцовых) сторон дома и в середину комнаты ставили три вертикальных столба (рагъхъэед-саджындз) с развилками на концах. На них клали толстую, с выгнутым горбом балку (къадзхъад рагъхъазд), называемую казаками "кривая матка". Позади столбов, по серединам боковых сторон дома, с внешней стороны стен ставили еще по более высокому столбу тоже с развилками на концах. На этих более высоких столбах покоилась прямая толстая балка или, по местной русской казачьей терминологии, "большая матка" (стыр рагъхъазд). Между "кривой маткой" и находящейся над ней "большой маткой" иногда ставили вертикальную подпорку. Описанная конструкция образовывала остов двухскатной, довольно пологой крыши. После приступали к покрытию крыши. Сначала укладывали стропила, на них стелили плетни (кау), слой соломы или камыша толщиной до 30-40 см; сверху камыша клали слой глины толщиной до 12-15 см».

Далее Б.А. Калоев приводит описание турлучного дома в станице Черноярской, по материалам экспедиции 50-годов прошлого века: дом «состоит из двух неравных комнат; первая, большая по объему, - кухня (хазар), вторая - гостиная (или уазагдон - кунацкая). Вход в комнаты через сени (сена), нередко использовавшиеся в качестве кладовой (къабис); высота стен 160 см, дверей - 150 см, окон - 60 см. В хазаре установлена русская печь с плитой, пришедшая на смену очагу. У входа в дом имеется небольшой навес. Как видно, чтобы войти в дом, нужно было сильно нагнуться. Рассказывают, что до появления стекла его заменял бычий пузырь. С разрастанием семьи к дому пристраивали комнаты для брачных пар с отдельными выходами на террасу, образуя таким образом длинный, прямоугольный в плане дом».  

То, что Б.А. Калоев пишет относительно турлучных домов моздокских осетин, относится и к домам моздокских черкесов, грузин и армян. Ведь, как мы уже указывали, осетины перенимали опыт строительства турлучного жилья у своих соседей. Не случайно же, приведенное выше описание «тохон» и «саманных площадок» сделанное Б.А. Алборовом на х. Пиева, очень нам напоминает обстановку в турлучных домах западных черкесов из статьи А.Миллера изображенную на рисунке 5. 

 

Несколько слов о том, откуда хуторяне брали материал для строительства турлучных домов. Здесь у нас есть только один вариант - это заросли кустарника и лес в пойме р. Терек. «На строительство дома из двух комнат требовалось три-четыре воза лесоматериала»[13] пишет Р.Эфендиев. Нужны были столбы, колья, прут, коньковый брус, балки надстенные и стропила.  С тем, что столбы и колья предпочитали делать из дуба (см. цитату из Б.Калоева), вполне можно согласиться, потому что дубы в пойме Терека росли, а вот по поводу орешника, из которого делали прут есть большие сомнения, так как орешник в Моздокских лесах не растет. Зато растет в больших количества ива, которую вероятно использовали. Кроме ивы здесь еще растет тополь, акация, клен, ясень и ольха[14].

До середины 19 века Моздокские леса и камышовые заросли были более-менее доступны для хуторян. Затем их начали делить между казачьими станицами, выставлять охрану и т.д. В 80-х годах 19 века для хуторян, по плану Лориса-Меликова, оставили небольшой участок треугольный формы под названием «участок №3» между Архиерейской дачей и городским выгоном, где росли лес и камыш (см. карту к статье «Земельный вопрос…» на сайте). Но и этот участок стал объектом притязаний Луковских казаков, они требовали этот участок себе, незаконно рубили лес[15]. Так что свободно заготавливать лес хуторяне уже точно не могли. С камышом тоже было не все просто. Это сейчас камыш никому не нужен, а в те времена это был ценный строительный материал. Болотистые места и низины у Терека были поделены между казачьими станицами и городом. Мест где легально можно было хуторянам заготавливать камыш у Терека осталась немного, но камыш рос на берегах Куры в пределах хуторских земель, где его можно было брать.

 

В завершение и в дополнение раздела о турлучных постройках хуторян предлагаю ознакомиться с имеющимися архивными данными. В данном случае, это Рапорт Моздокского полицмейстера начальнику Терской области и наказному атаману Терского казачьего войска Свистунову.

Смысл рапорта, копию которого я сделал в ЦГА РСО-Алания, заключается в следующем. Как было указано выше, после того как земли 141 участка по плану Лориса-Меликова начали межевать, моздокские хутора Лепилина и Ауштрова, оказались на казачьих землях Луковской станицы. В связи с этим Начальником Терской области Свистуновым А.П. (который занял этот пост после Лориса-Меликова) было предписано указанных моздокских хуторян переселить на хуторские земли 1-го и 2-го участков (см. статью Земельный вопрос на сайте). Моздокский полицмейстер, подполковник Калмыков, не мог возражать против предписания высокого начальства. Но он указывал в рапорте на явную несправедливость, состоящую в том, что хуторян из казачьих земель выселяют, а 20 семейств луковских казаков, живущих на хуторских землях, не трогают. А ведь они, эти казаки, не самые бедные, пашут хуторские земли, держат скот на хуторских пастбищах, косят сено и т.д. И в целом, если сравнивать, наносят хуторянам не меньше убытка чем жители хутора Лепилина и Ауштрова луковским казакам. Поэтому, по распоряжению Калмыкова пристав участка составил списки казаков, подлежащих переселению, с описью их недвижимого имущества. Рапорт со списком был направлен Начальнику Терской области. Однако, предложение Моздокского полицмейстера было отвергнуто на том основании, что хуторские земли, т.е. земли 1-3 участков на которых живут хуторяне, тоже принадлежат войску, т.к. план Лориса-Меликова не был еще высочайше утвержден к тому времени. Напомню, что земельный вопрос для хуторян был решен окончательно в 1903 году благодаря вмешательству Великого Князя Михаила Николаевича.

Таким образом справедливость не восторжествовала, из затеи Калмыкова ничего не получилось, но зато у нас есть документальные сведения. Эти сведения касаются как турлучных, так и саманных построек отдельных хуторян. С одной стороны, они еще раз подтверждают наши предположения о распространенности турлучного жилья среди хуторян, расширяют наши представления о формах построек, с другой стороны обозначают период времени, когда саманные постройки на хуторах начали приходить на смену турлучным. Мы еще будем на них ссылаться когда перейдем к следующему разделу.

 

 

Ф.11, оп.58, д.101 ЦГА РСО-Алания 

Рапорт  Полицмейстера г. Моздока от 11 сентября 1877 года за №3044 господину начальнику Терской области.

«Предложением господина  Помощника Главноначальствующего Гражданской Частью на Кавказе  препровожденным  к мне для исполнения  при предписании Вашего Превосходительства от 26 Августа №1552 приказано Моздокским черкесам живущим на Луковских хуторах Ауштрова и Лепилина выселиться из оных в годичный срок, а о казаках Луковских живущих между Моздокскими осетинами и черкесами на хуторах расположенных на 141 участке ничего не упомянуто.  Между тем их 20 семейств, люди они более-менее зажиточные, имеют достаточно скота и много пасут, чем сильно стесняют моздокских хуторян в пользовании землею на предназначенных к отводу участках. Поэтому, не найдете ли Вы Ваше превосходительство своевременным предписать Начальнику Нальчикского Округа выселить эти казачьи семейства из Моздокских хуторов на их общественный надел в ст. Луковскую

Подполковник Калмыков.

к рапорту прилагается:

Сделаем небольшой анализ приведенных выше списков:

1. Из 21 казаков (казачьих семей) 6 - жили в плетневых домах, остальные - в саманных, и это было уже в 1884 году, т.е. во 2-й половине 19-го века, почти через 100 лет после начала строительства хуторов. Учитывая, что полицмейстер относит эти семьи к более-менее зажиточным, мы можем предположить, что бедные семьи, в основном, продолжали жить в турлучных домах.

2. Во всех дворах все хозяйственные постройки (кухни, сараи, навесы, катухи) - турлучные, т.е. хуторяне прекрасно владели технологией возведения турлучных построек.

3. Турлучные дома состоят из одной или двух комнат, обязательно с сенями (сенцами).

4.  Крыши у всех домов - камышовые, сверху покрыты глиной. Хозяйственные постройки покрыты некоторые камышом, а некоторые соломой.

5. Дворы огораживались: канавами, бурьяном, плетневым забором.

 

Резюмируя изложенный выше материал, относящийся и не относящийся непосредственно к постройкам моздокских хуторян, можно сказать следующее:

Мы имеем общее представление о том, что из себя представляло и как строилось турлучное жилье на хуторах. Многое из того, что приведено в статьях и книгах о строительстве турлучного жилья у черкесов применимо и к домам моздокских хуторян. Не хватает информации о различных деталях и размерах построек на хуторах. Есть только упоминание у Б.А. Калоева про толщину слоя камыша и глины на крышах, а также про высоту стен, дверей и окон у одного из хат в ст. Черноярской. Можно предположить, что турлучные хаты по размерам были близки к саманным хатам, которые мы будем рассматривать во второй части данной статьи. 

Что касается крыш турлучных домов, то они вероятнее всего были 2-х скатные и пологие, как пишет Б.Калоев ссылаясь на Козловского. Такие же крыши затем делали у саманных домов, покрытые камышом и сверху глиной. Глина является водоупорным материалом и помогает сдерживать потоки дождя, но при этом размывается, поэтому такая крыша требует постоянного ремонта и ухода.

Ну и к сожаленью, авторы которых мы упоминаем и цитируем в этой публикации не дают нам оценок того, каково было нашим предкам жить в таких домах. Об этом мы можем только догадываться.   

 

[1] И.А.Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.

[2] И.А.Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770—1773 гг. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2002.

[3] П-С. Паллас. Заметки о путешествии в южные наместничества Российского государства в 1793-1794 годах. Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII веков. Нальчик. Издательство М. и В. Котляровых. 2010.

[4] Юлиус Клапр    от. «Описание поездок по Кавказу и Грузии в 1807-1808 г». Нальчик. Эль-Фа. 2008г

[5] И.Бларамберг. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа. Москва. изд. Надыршин .2010

[6] В.П. Кобычев.  Поселения и жилище народов Северного Кавказа в ХIХ-ХХ в.в. Издательство «Наука». Москва 1982.

[7] Губжоков М.Н., 2009. Раздел по культуре адыгов для "Истории Адыгеи с древнейших времен до 1920 года" http://www.aheku.net/datas/users/1-0910220607200.pdf

[8] Калоев Б.А.  Моздокские осетины (Историко-этнографическое исследование). - М.: Наука,1995

[9] Город Моздок: Исторический очерк. Владикавказ, РИПП им. Гассиева, 1995.

[10] Болова И. М. Моздокские кабардинцы: Историко-этнографическое исследование. – Нальчик, Полиграфсервис и Т, 2001

[11] Кунов Н. А. Культура и быт моздокских кабардинцев в XIX - первой половине XX века. - Нальчик: Эльбрус, 2009,  

[12] Напомню читателем, что х. Авалов был выстроен заново на берегах Невольки и старых дореволюционных построек там нет. 

[13] Эфендиев Р.З.«Технология строительства кабардинского турлучного строения»

[14] Природные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания. Растительный мир. Владикавказ. ПроектПресс 2000 г

[15] Ф.11, оп.58, д.101 ЦГА РСО-Алания. Общественный приговор, 1881 год Августа 30 дня, полное общество жителей Луковской станицы

Продолжение статьи здесь:http://mozdok-hutor.narod.ru/index/postrojki_khutorjan_2/0-77

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика