Понедельник, 06.05.2024, 18:13

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Земельный вопрос. Часть 2, продолжение (часть 2) | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

« Предыдущая часть

Продолжение, к части 2 "Земельный вопрос. Казаки против хуторян" 

Пояснения и источники цитат 

[1] Полное собрание законов Российской Империи, №4357, 1723 г .

[2] О проживающих в станицах Шелкозаводской и Александро-Невской грузинах –казаках писал Дмитрий Игнатьевич Аракчиев – композитор и музыковед – этнограф (род. во Владикавказе в 1773 г, учился в Москве, с 1918 г- профессор Тбилисской консерватории, умер в 1953 г) в статье «Поездка к казакам-грузинам в Терскую область», опубликованном в №4 журнала «Этнографическое обозрение» за 1904 год, В этой статье, помимо прочего, он описывает некоторые особенности быта грузин-казаков и рассуждает об истории возникновения грузинских станиц на линии близ Кизляра. О грузинах проживавших в станице Новогладковской упоминается в книге: «Терские казаки с стародавних времен. Исторический очерк. Сочинение Ивана Попко», вып. 1, Гребенское войско. СПб., 1880,

[3] Полное собрание законов Российской Империи, закон №7026. 1736 г.

[4] Документы об армянском и грузинском эскадронах, сформированных в период персидского похода Петра I, читайте в книге «Армянское войско в XVIII веке», А.Н. Хачатрян, АН Арм. СССР, 1968 год., доступном для скачивания на сайте Армянского историко-родословного общества http://arm-iro.com/gruzia.htm

[5] Разные авторы указывают на этот счет разные цифры. В книге Мераба Вачнадзе и др. «История Грузии (с древнейших времен до наших дней)»: «…Вахтанг VI вместе со своей свитой в 1200 человек отправился в Россию».В статье В.О. Кулакова «Грузинский царь Вахтанг VI в Астрахани: страницы истории тайной дипломатии России..» (журнал "Новый исторический вестник" №2, 2009 г. Его сопровождало 1286 человек: 663 — прислужники и прислужницы, 488 — придворные. Военных приехало всего 13, духовенства — 42, жен и детей придворных и военных — 57, членов семьи Вахтанга — 23 человека». В статье Ирины Лежава «Грузины на юге России» http://www.proza.ru/2010/08/31/728: «…Тогда вместе с царем Вахтангом Грузию покинули около 3 тысяч грузин, а в Картли началось кровавое хозяйничанье турок. Часть из них осталась в Астрахани, а свита из 1200 человек последовала за царем в Москву» и т.д. Мои собственные подсчеты (я «тупо» пересчитал список свиты царя Вахтанга – от 1737 года, который приводится в книге С. И. Кубанейшвили "Давид Гурамишвили. В грузинском гусарском полку", список доступен для скачивания на сайте Армянского Историко-родословного общества) показали 1748 человек, вместе со служителями. Если убрать всякие накладки, то все равно останется не меньше 1700 человек.Причины «исхода» Вахтанга VI и последствия этого события достаточно подробно изложены во многих работах, в том числе размещенных в интернете. О грузинском гусарском полке, сформированном из представителей семей сопровождавших царя Вахтанга, можно прочитать в книге Б.Б. Андроникашвили "Надежд питомцы золотых", М. Мысль 1992.

[6] Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год П. Г. Буткова. СПб. 1869. Текст книги с сайта http://vostlit.narod.ru/Texts/Dokumenty/S.Kavkaz/Butkov1/text2.htm

[7] «В это время пошел сараскар на Ереван и в город [Тбилиси] прибыл Раджа-паша, лета 412 (1724), послал войска против царя Вахтанга [во главе] с ахалцихским пашой Исаком и братом царя Иесе, напали на Кдхинвали, разорили османы то ущелье и отошел Вахтанг с сыном и братом, со многими вельможами и перешел в Рача и отправился в Россию»,Сехниа Чхеидзе. История Грузии. Тбилиси. 1976, текст с сайта http://www.vostlit.info
 
 [8] Там же: "В этом же году отправился царь Вахтанг из Рача в дом черкезского князя, ибо был тот родственником и встретил [Вахтанга] по обычаям своей страны. Там [Вахтанг] праздновал день святой Мариам, [затем] выступил и встретили его ногайцы и калмыки и казаки, числом тысяча человек, проводили его. На следующий день [встретило его] русское войско, пешее и конное, обученное государем, красивые и мужественные, числом тысяча двести, начальника их звали благородием. Вторым после воеводы человеком был француз, командовал семью пушками. Началась пушечная и ружейная пальба, любо было смотреть. Прошли по границе Дагиста и в двух агаджи от Солаха встретил сардали с коляской, стали палить из пушек. Прибыл царь в подготовленную для него обитель, пригласил сардали, встретил с большим почетом, поднес дары. Остался [царь там месяц] и в октябре выехал в Астрахань, сели в суда в один день, по воле бога, и ночью уплыли в море». 

[9] С. М. Броневский. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, на Кавказе обитающими со времен Ивана Васильевича доныне. РАН. Институт востоковедения СПб. 1996. (на сайте http://www.vostlit.info ).
 
[10]А.В. Потто «Кавказская война» («Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях»), Т1. М.: Центрполиграф, 2006 г.

[11]Полное собрание законов Российской Империи, закон №18935. 1799 г [12]АКАК, Том 2, №911, «Отношение гр. Паскевича к гр. Кранкину от 7 февраля 1831 года, №93.», в письме приводятся данные по «последней ревизии» последняя ревизия, на тот момент, состоялась в 1815 году.

[13]
Акопян В.З. Краткий очерк по истории армянских поселений на Юге России. Пятигорск. ПГЛУ, 2005 [14] Из того, что я успел просмотреть по этому поводу, хочу отметить (советую прочесть) статьи В.З. Акопяна размещенные на сайте Армянской социальной сети  ArmenianSite.ru по адресу http://www.armeniansite.ru, и публикации по истории села Эдиссия из книги В.З. Акопяна и других авторов, размещенных там же, а также на интересном  сайте с. Эдиссия по адресу  http://edissiya.ucoz.ru/. Кроме этого, на сайте Армянского историко-родословного общества  по адресу http://arm-iro.com, размещена статья  «Новые материалы по генеалогии армянской общины Моздока XVIII – начала XIX вв», авторы Р. М. Абрамян и С.С. Мирзоян. Статья эта, кроме прочего, обращает внимание читателей на широкие возможности для исследовательской деятельности по истории моздокских армян, благодаря сохранившимся в Национальном архиве Армении (НАА) метрическим книгам армянских церквей Моздока.[15] Наталия Гавриловна Волкова. О расселении армян на Северном Кавказе до начала XX века. Историко-филологический журнал. Ереван, 1966. - № 3. - с. 257-267. Статья доступна на сайте ИФЖ по адресу http://hpj.asj-oa.am/972/.[16]Перечисленные в этом разделе документы мною перепечатаны из собрания законов Российской империи  и АКАК и размещены для удобства тех, кому это интересно, на страничке «документы» данного сайта.

[17]
АКАК, том VI, часть 2, стр. 592 №975 Отношение д.т.с. (действительный тайный советник- А.М.) Гурьева к ген. Ермолову  от 29 июля 1820 г, №2039.

[18] 
История  Лысогорских узденей Тамбиевых, Гауровых, Жигитовых  (которых были по происхождению, в энном колене, кабардинцы, а по вере армяне) была подробно разобрана  С.Б. Бетугановым в книге «Кабардинские фамилии: истоки и судьбы» (изд. Эльбрус, Нальчик, 1989, на сайте  http://djeguako.ru ) и себя исчерпала в качестве примера существования армянских общин в Кабарде, разве что у армянского священника, в дочь коего влюбился младший сын первостепенного узденя Тлостанеша Тамбиева,  были еще дочери способные свести с ума знатных кабардинских джигитов.

[19]
АКАК, том VI, часть 2, стр. 592 №975.[20] Сведения из ревизских сказок по Моздоку в архивах ГАСК, фонд 459.

[21]
Отношение количества женского население к мужскому у грузин и армян составляет 0,85 - 0,87 и практически не меняется от одной переписи к другой.

[22]
Надо понимать, что приведенные в переписных книгах цифры нельзя считать абсолютно верными, всегда существует  некоторая погрешность в подсчетах,  тем не менее, чтобы проследить общие тенденции эти данные можно использовать.

[23]
1 сажень - 2,1336 метра, автор этого сообщения здесь сильно преувеличивает, потому что 96-метровые колодцы в степи не рыли.

[24]
 Иван Улуханов был известен не только как  успешный купец, но и как отец Анны Улухановой –жены имама Шамиля.

[25]
 В разделе документы сайта, статья А.Реброва приводится целиком, там же сведения об авторе.

[26]
 Как указывает А.Ребров несколько выше по тексту «Обозрения…»,  в 1735 г. для чиновников бывшего Грузинского эскадрона были отведены земли под Кизляром.[27]Сведения из ЦГА РСО-А, ф.11, оп.81, д.59 Опубликовано 10.03.2012 г

Продолжение статьи > часть 3 >
 http://mozdok-hutor.narod.ru/index/0-20

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика