Суббота, 04.05.2024, 11:15

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Документы3, продолжение (часть 2) | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

ДОКУМЕНТЫ, Раздел 3, часть 2

(к части 1 статьи  "Земельный вопрос...")

Выдержки из книги: Кабардино-русские отношения в XVI-XVIII веках., документы и материалы в 2 томах, том 2, XVIII век.

Издательство Академии Наук СССР. Москва 1957.  (текст  с сайта http://www.vostlit.info) 


№ 194. 1767 г. июля 7-го. – Рапорт кизлярского коменданта Н. А. Потапова в Коллегию иностранных дел о 10 000 кабардинских крестьян, вышедших из повиновения феодалам и подготавливающих им сопротивление из-за нежелания переселяться на реку Куму. 

По секрету. В Государственную коллегию иностранных дел от ген.-майора и кизлярскаго каменданта Патапова. Репорт

Отправленной от меня к отложившимся от кабардинских владельцев чагарам к лутчему их на здешнюю сторону обнадеживанию, и дабы чрез то подать им случай остатца более в непослушани у своих владельцев, доносимой репортами моими от 22-го и 25-го июня, майор Татаров ко мне репортует, что 30-го числа июня прибыл он в урочище Бештамак, против котораго означенные чагара между рек Малка и Терка точно расположились, числом до 10 000 называемые Токошевы ис коих старшие, а именно Кала-бек Кепов, Муса Пшигатижев, и Мерем Бичеев с протчими, переправясь на здешнюю сторону, объявили единственно, что они креститца, также в Моздок и в Кизляр переходить не хотят. А кто из них пожелают, тем не возбраняют и не удерживают но только до времени останутца против Бештамаку по здешнюю сторону для чего и мост делают. А потом жительство возимеют на прежних местах, и от своих владельцов по нежеланию с ними переселитца на реку Куму противитца будут. 

Как и ныне от владельцов Касая Атажукина и протчих присыланы были к ним уздени Танбиевой Кази, Куденетовой фамилеи Анзор для подговору их к общему переселению, но они почитая ласковыя их подзывы за обман, не дав никакого ответа, тех узденей отослали, а притом оне, Такошевы, объявили, яко некоторый их владельцы состоят при реке Чегеме и собирают войска для захвата их к себе силою, отчего они и опасаютца и просят здешняго защищения как и господин полковник Копытовской о бывших к нему от тех чагар в присылке 5-ти человеках с прошением защищения ж репортует. 

Почему посланным от меня к майору Татарову ордером велено, подтверждая тем чагарам оное их намерение о непереселени ко владельцам для них быть полезным, подкреплять их, чтоб они и точно в том их намерени оставались и подзывов своих владельцов отнюдь не слушали, объясняясь им, что когда они отдадутца в руки своих владельцов, то всемерно запропастить себя могут. А оставаясь в ненышних мыслях надеялись бы непременно на здешнее защищение, как и ныне калмыцкая команда заведена толкуя, что они сами сильнее владельцов и всегда от них и крепкими местами укрытца могут. Да и владельцы умышленно их стращают, желая как бы нибудь выманить и, захватя в руки, после поступить с ними особливою строгостию. Для ж обстоятельнаго о собирани владельцами войска разведания послать исправнаго ис команды ево казака, и приказать разведать, подлинно ль владельцы войска собирают, и с каких народов, и сколько собрано. Также и куда точно итти намерены, следовательно и кто из владельцов для того находятца, и нет ли у них замыслов напасть иногда и на Моздок. О чем как скоро уведает, то сюда и господина полковника Копытовскаго с поспешением репортовать, как и о том, что по возврате посылаемаго окажетца, репортовать же. А равномерно и к господину Копытовскому, ежоли и к нему от тех чагар люди присылаемы будут, о делани им ласковых приемов и обнадеживании на здешнюю сторону, учинено подтверждение ж, о чем Государственной коллегии иностранных дел в потребное известие репортую. Но дабы узнать и о происхождениях владельческих, в которых оне точно по Куме реке или инде где местах находятца. Кошами ль стоят, или домами обселяютца, или же к зиме оныя строить намерены; нет ли из них кого куда и за каким делом в отлучке. О переселении их на реку Куму что они разсуждают, нет ли в них сожаления об отдалении из своих мест, и не намерены ль паки возвратитца. И что оне об означенных отложившихся от них чагарах предначинают, силою ль их захватить или ласковостию перезывать. Особливо уздени знатных Куденетовой и Танбиевой фамили, в каком размышлени состоят, и не принуждают ли владельцов о перекочевании на прежния места, и оне, Танбиевы, и Куденетовы, все ль ис Кабарды переселились или кои остались еще в Кабарде, и намерены ль к своим владельцам неперешедшие переходить. Также все владельцы не предпринимают ли чего либо в предосуждение здешних интересов, и нет ли к ним в подсылке кого от хана крымскаго и с каким точно делом, послан от меня ротмистр Шейдяков с претензиями, для требования от владельцов двух аманатчиков и выдачи дезертира здешняго дворенина меньшего Горина, в нынешние их по переселении жилищи нарочно. Что обстоятельнее Государственная коллегия иностранных дел усмотреть изволит, яс подносящихся при сем со отправленных от меня ко владельцам Касаю Атажукину с протчими писем копей, а и таковой же Куденетову и Танбиевым узденям. Что же по сему произойдет и от майора Татарова получено будет, о том впредь доносить не премину.

№ 775. В день 7 июля 1767 года. Кизляр.

Ген.-майор Николай Патапов

№ 213. 1771 г. августа 9-го. – Грамота императрицы Екатерины II кабардинским владельцам, утверждающая их право на возвращение беглых крестьян и отказывающая им в срытии Моздока.

Грамота к кабардинским владельцам

Божиею милостию мы Екатерина Вторая – императрица и самодержица всероссийская и протчая и протчая и протчая.

Подданным нашим кабардинским владельцам, узденям и всему народу наша императорская милость.

Известно быть долженствует всем, общество кабардинское составляющим, коль из древних лет началось покровительство оному от нашей Всероссийской империи, и что без того давно разсеяться и погибнуть или в поносное рабство предаться надлежало б их народу. Усердие и верность кабардинских владельцов, какия они к высоким нашим предкам при многих случаях оказали, не только приобрели им благоволение всероссийских великих государей, до нас царствовавших, но и безопасными навсегда учинили от властолюбивых покушений ханов крымских, на свободное обращение кабардинскаго народа многократно стремившихся. Самой избыток сего народа в способах удобной жизни есть следствие здешняго ж к нему снисхождения и милости, ибо единственно невозбранным распространением паствы своей по всему пространству степей, пришел в настоящее изобильное состояние, а при таких обстоятельствах и оставалось ожидать, что кабардинцы, как от нашего императорскаго престола многия благодеяния видевшия, продолжением же времяни удостоверившияся и о собственной своей пользе в сохранении непременной к оному предданности, а сверх того и самою благодарности должностию убеждаемыя, и впредь всегда к нашей стороне благонамеренными пребудут, но напоследок, а особливо пред начатием настоящей между нашею Империей и Портою Отоманскою войны, вопреки всякаго чаяния оказались они развращенными, под предлогами самыми маловажными. Нет здесь нужды входить в точныя изъяснения, какия их поступки справедливое наше неудовольствие причиняли; без сумнения каждой из них в том участной собственною своею совестию изобличается, а к тому довольно будет сказать, что все вы, кабардинский владельцы, из которых некоторый столько были надежны как бы самыя россияне, учинились подозрительными. Прежде наблюдаемая с вашей стороны пристойность в представлениях прошений, и в переписке по разным делам с пограничными нашими начальниками обратилась в грубость, наглость и безместныя угрозы, многия же из кабардинцев не только простых и узденей, но некоторый и из владельцов, действительно сообщились с разбойниками из кубанских народов столпившимися, и принялись с ними за одно ремесло, то есть начали производить при наших пограничных местах воровство и подбеги.

Мы великая государыня наше императорское величество, хотя по тому довольныя причины имели, всю тягость нашего гнева дать возчувствовать кабардинскому народу, но как и во время мятежности его однако ж было видно, что некоторый только из владельцев всем народом колеблют, единственно для того, чтоб во оном пред протчими усилиться и получить власть, какая была б выше пределов древним обыкновением утвержденных, а другия владельцы ложными внушениями обольстить себя допустили и остались без всякаго свойственнаго им действа и сопротивления, но в слепом у оных послушании, то мы и в сем еще случае последовали больше природному нашему великодушию и милосердию, нежели правилам правосудия, повелев по необходимости учинить на кабардинцев военное наступление, но не инако а с тем чтоб все, которыя из них образумятся, тотчас пощаду по лучили.

Итак, коль было сожалительно, когда кабардинцы находились в смущении и разврате, ибо притом общество их рушилось бы неминуемо, толь напротив того к особливой нашей благоугодности касалось, когда мы уведомились, что кабардинцы, в том числе и те самыя, которыя протчих блазнили, увидя обращенное на них оружие наше, вышли из заблуждения, принесли повинную, признали себя нашими подданными и учинили присягу в верности, а тем всем и предупредили конечное свое нещастие.

После исполнения сих мер, без коих кабардинцы не могли освободиться от омрачения содержавшаго их в крайнем неустройстве, мы великая государыня наше императорское величество, не имея более теперь препятствующих причин к распространению на кабардинское общество монарших наших милостей и благодеяний, не оставили всемилостивейше разсмотреть в подробность и прошении ваших кабардинских владельцев, представленных чрез присланных от вас в знак вашей покорности и подданства к императорскому нашему двору двух ваших родственников, владельцев же кабардинских, Коргоку Татарханова и Джанхота Сидакова, о уничтожении заведеннаго на реке Терке в урочище Моздоке селения, о возвращении узденей и природных холопей, в наши границы выходящих, а о заплате за христианских невольников, и чтоб впредь, естли кто из кабардинских владельцов выдет для житья, в Кизляр или другое пограничное место, то б такой к остающимся по нем в Кабарде узденям и протчим людям также и к имению никакого притязания не чинил и не вступался.

Высочайшее наше императорское повеление по оным вашим кабардинских владельцев прошениям, объявляется вам и всему вашему обществу следующее:

Заведенное в Моздоцком урочище селение мы великая государыня наше императорское величество никогда уничтожить не согласимся, для того, что оное положение свое имеет не на вашей кабардинской земле, почему оное народ ваш в хозяйстве его и промыслах отнюдь и не стесняет. И естли ни одна соседняя держава не имеет права препятствовать в тех распоряжениях, кои по нашим повелениям при границах предприемлются для лутчей оных безопасности и по другим полезным намерениям, могут ли одни кабардинцы присваивать себе в том преимущество, для всех протчих народов исключительное? Самое время по заведении в Моздоке селения прошедшее есть доказательством наилутчим, что оное началось и содержится не для наложения оков на свойственную кабардинцам вольность, как тщетно в сем народе воображалось, но единственно на тот конец, чтоб лежавшая впусте земля в некоторую для пограничных жителей обращена была пользу. Ныне же, когда кабардинцы признали себя нашими подданными, и сами желать долженствуют, дабы в соседстве их укрепленное жилище находилось для защищения в опасных случаях и толь удобнейшаго получения и разных со здешной стороны потребных вещей и товаров.

Что касается до кабардинских уроженцев в наши пограничныя места впредь выходить имеющих с предъявлением желания к принятию христианскаго закона, и каковыя все поныне без разбору приниманы были и назад не возвращались, потому что в целом свете о во всех законах обыкновенно не отвергать того требующих, да и в последнем между нашею Империей и Портою Отоманскою трактате точное в сем деле условие находилось, из котораго и кабардинский выходцы исключены быть не могли по бывшей кабардинскаго народа на основании того ж трактата от обеих сторон независимости, то при настоящем онаго совсем отменном против прежняго состояния мы великая государыня желая благоденствию его как народа с нашею Империею соединеннаго и нам принадлежащего, во всем возможном споспешествовать, хотя и соизволяем, чтоб и впредь владельцы и уздени свободность имели для принятия христианскаго закона или и кроме того и для житья в пограничный наши места выходить и там оставаться, будучи и в отечестве своем первыя никому не подчинены, следовательно, не долженствуя там никому и отчетом в таких своих поступках, которыя собственно до них касаются, кроме нарушающих всего общества покой и вред оному наносящих, а и другия, находясь в услугах у владельцов, но собственный однако же деревни имеют, почему також де люди неподлаго состояния и владельцам больше по собственной своей воле, а не по принуждению присвояются не платя им никаких податей, а получая еще от них награждение за свою придержность, но чтоб совсем тем отлучением из Кабарды и владельцов и узденей, что без сумнения ретко ж и случиться может по натуральной всякому человеку любви к своему отечеству, и малейшаго предосуждения и убытка кабардинскому обществу не причинялось, мы снисходим напротив того на прошение ваше, кабардинских владельцев, в том, чтоб владельцы родственники ваши, выходящий в наши границы, равно же и уздени, все что до того в Кабарде ни будут иметь, оставляли в пользу вашего общества и никакого на то притязания не производили, ниже пограничныя наши начальники им способствовали, разве по доброму соглашению и без всякаго посредства сами когда что у старших кабардинских владельцев, обществом управляющих, испросят. Рабы же кабардинский как принадлежат господам своим без всякаго изъятия, состовляя их доход своею работою и податью, по состоянию же своему и способов не имеют к познанию християнскаго закона, для того мы великая государыня входя в хозяйство кабардинскаго народа, состоящее в скотоводстве и хлебопашестве, тем благоуспешнее отправляемое, чем больше кто из них работников имеет, узаконяем, чтоб все природный кабардинския холопи, впредь выбегать могущия, назад возвращаемы были в предупреждение умаления нужных для работы людей в таком обществе, коего благополучие теперь нам приятно.

Наконец, приемлем мы великая государыня во всемилостивейшее уважение и употребляемое с кабардинской стороны иждивение на покупку грузинских невольников, и что оное побегом их в паши границы тщетно пропадает, но поколику они природный християне, не может быть но пристойности и справедливости отказано быть им и впредь в убежище при границах нашей Империи, как християнской, а чтоб не оставить в сей и кабардинцев существенной же для них нужде без монаршаго нашего призрения, мы к ним столько милостивы быть хотим, что по данному ныне же в надлежащия места нашему императорскому повелению имеет быть за грузинцов и других не подданных нам християн из кабардинских жилищ выбегающих, хозяевам их кабардинцам за каждую душу без разбора пола и возраста, дабы все споры при разных положениях быи, могущий предупреждены были, из казны нашей по 50-ти рублев произвожено. Число такое денег, которое потерю наилутчаго невольника совершенно заменить может.

Излияние толь совокупно многих наших милостей и щедрот на кабардинское общество, коль скоро оное некоторым только образом видеться стало быть того достойным, не имев еще в самом деле и случая никаких нам великой государыне услуг оказать после принесения своей покорности, больше нежели достаточно без сумнения быть имеет, вас, кабардинских владельцов, и всех тамошних жителей, какого бы они состояния ни были, возбудить к должной благодарности заставить все лицемерство, какое к сожалению, при случаях, поныне с стороны многих из вас примечено было, оставить, и утвердиться навсегда в непременной верности, не вдаваясь больше ни в какия искушения, который всегда к собственному же вашему вреду оканчиваться могут. Почему мы совершенно надеемся, что все кабардинцы, как вы, владельцы, так и протчия, поступками своими впредь ни малейших причин к неудовольствию подавать не будете, но спокойно обращаться имеете; соглашение не только с противомышленными, разбойниками и злодеями, но и с порядочным неприятелем будет казаться для вас делом непристойным и несовместным с должностию подданства, и преступлением безчостным изменническим и вследствие того все противный на наши границы предприятия по крайней вашей возможности отвращать подщитесь, не допуская никому чрез ваши места проходить, а между тем о всяких зборищах заблаговремянно сообщая и по граничным нашим начальникам, сверх того не только беглецов из наших подданных к себе принимать и укрывать, как к тому многия ж досадныя примеры были, не будете, но ежели когда от наших пограничных жителей в чем бы то ни случилось, произойдут на кого из кабардинцев жалобы, оныя не пустыми увертками затруднять и не окончанными оставлять, но прямым и безпристрастным разбирательством решить имеете. В протчем и аманаты содержаны будут по древнему обыкновению в нашей стороне от таких из вас владельцов, которых дети действительными аманатами почтены быть могли б, а по делам вашим с нашими пограничными начальниками переписываться будете с пристойностию. Единожды навсегда приняв за неоспоримую правду, что по состоянию кабардинскаго общества ничего для него полезного запальчивостью и нескладными угрозами зделано быть не может, а чтоб все наши начальники, до которых кабардинский дела касаться будут, принимали ваши представления с уважением, и во всем том, в чем будет справедливость, оказывали удовольствие, о том ныне и вновь императорскими нашими указами подтверждено.

Между тем мы великая государыня наше императорское величество в ожидании видеть с сего времяни кабардинской народ по толиких оказанных благодеяниях верным и усердным к нам и к нашей Империи, препоручаем вам, кабардинским владельцам, в надзирание и как призрение возможное, так и действительное защищение и кубанских мурз Ислама Мусина и протчих, кои в 1769-м году, во время производимых чрез ген.-майора Медема на Кубане поисков, пришли в наше подданство, повелевая их почитать за совокупленных навсегда к вашему обществу, для чего и могут они поселены быть на кабардинских местах, когда удобныя к тому находятся.

По объявлении же таким образом обществу вашему кабардинскому высочайшей нашей воли по представленным от онаго к нашему императорскому престолу прошениям, а равным образом и о том, на каком основании мы сей народ в нашем подданстве содержать соизволяем, мы здесь же заблаговремянно всем кабардинцам и каждому из них знать даем, что естли не будут они тронуты и всеми, так сказать, истощенными на них ныне нашими милостями, кои прямое их благополучие составить могут, окаменелость их всякое удивление превзойдет, а тогда уже мы без принуждения природному нашему человеколюбию решиться можем, не только действительно в продерзостях оказывающихся строго наказывать, но и всех кабардинцев без изъятия, за попущение в том беспокойным, каких для того отнюдь и терпеть не должно в их обществе, единственно по нашему милосердию, а не по собственным своим способам в нерушимости оставшемся, и которое монаршего нашего призрения удостоилось, не по нужде, времяни или обстоятельств, но по свойственной нам к благодеяниям склонности и в разсуждении бывших напредь сего к нашей Империи от кабардинскаго народа услуг, кои однако же впредь его не защитят, ниже напрасно многоуважаемое кабардинцами содействие подобных им горских народов, естли когда мера нашего гнева исполнится и воспоследует повеление действовать против их со всею строгостию, но к чему мы никогда подвигнуты быть не желаем, а паче причины иметь к умножению высочайшаго нашего благоволения.

Сия наша императорская граммата, имеющая служить основанием и залогом всего будущаго благоденствия кабардинскаго народа, отправлена с владельцами кабардинскими ко двору нашему присыланными, которыя представлены были пред наше императорское величество и отпущены с награждением.

Дана в Санкт-Петербурге 17 августа 1771 года.

№ 223. 1777 г. апреля 4-го. – Ответ президента Коллегии иностранных дел гр. Н. И. Панина на письмо ген.-аншефа кн. Г. А. Потемкина о нецелесообразности поселения беглых кабардинских крестьян в пределах России. 

К князю Потемкину

Милостивый государь мой князь Григорий Александрович!

В ответ на почтенное вашего сиятельства письмо от 19 марта по поводу учиненнаго вам представления от губернатора астраханскаго, о употреблении в здешнюю пользу примеченнаго им желания в подвластных кабардинским владельцам людях к переселению в границы здешней Империи, сим имею честь вам, милостивый государь мой, донесть мое мнение.

Принадлежащий кабардинским владельцам люди достаются им по праву наследственному, почему они в разсуждении их в таком же положении находятся, в каком и во всяком другом месте господа и рабы, то есть безпрекословно владеют своими подвластными по обыкновению и власти полученной от своих предков, а другия по собственной своей воле и не могут уже изключить себя из их ведомства. Сие одно обстоятельство, что владельцам кабардинским их люди попросту говоря крепки, кажется достаточно было бы приводить их в безопасность от всяких со здешней стороны покушений на то, что им толь с твердым основанием принадлежит, хотя б и никаких сверх того политических уважений не настояло, чтоб сколько возможно удерживаться от причинения им в нежном для них пункте оскорбления. Но кабардинцы по месту своего пребывания, по силе своей и почтению между горскими народами и по собственной своей предприимчивости, а, наконец, по тесной связи с Крымом и происходящей оттого и при самой Порте Оттоманской забое о их сохранении, заслуживают и того достойны, чтоб они не огреваемы от здешней державы, но паче привлекаемы были. Всем прошедшим времянем доказать можно, что доброжелательство кабардинских владельцев к здешней стороне, напредь сего бывшее, служило предохранением всему Кизлярскому краю от воровских набегов тамошних варварских народов, так как с тех только пор, как они учинились недовольными по случаю заведеннаго в близости от них, в урочище Моздоке, селения, и опасность от того настала, причинившая еще до войны, с Портою Оттоманскою бывшей, немалыя затруднительства, о коих со всею подробностию и в Астраханской губернской канцелярии известно быть имеет.

Издревле почитался кабардинской народ здешним подданным, но коль скоро Моздок заведен, так скоро, пришед в подозрение, владельцы тамошния, о утеснении в натуральной своей свободе и в образе жизни со времянем от такого соседства случится могущем, явным образом развратились, и вместо того, что пред тем хвалились здешним подданством, были уже между тем из онаго изъятыми и свободными по содержанию мирнаго трактата, заключеннаго 1739 года и тогда еще в своей силе бывшаго, как Моздок завелся. Ныне напротив того, несмотря на то, что в самом начале открывшейся потом с Портою войны действительным воинским поиском они усмирены были и убеждены вновь признаться в том, то они здешния подданыя, а такими утверждены и заключенным в 1772 году с Татарскою областию трактатом, отнюдь не хотят однако же почитать себя к здешней Империи принадлежащими, но явным образом присвояют себя Крыму и соображаются в своем поведении с мерами приемлемыми тамошним начальством и Портою Оттоманскою.

Из сего довольно видно, колико кабардинский владельцы в предприятиях своих тверды и неудобопреклонны на другия мысли, нежели какия они по своему понятию единожды восприяли в деле, касающемся до их вольности, и до поборствования по закону магометанскому, которому они весьма преданы, может быть при дальнейшем продолжении их отщепенства и оказывающихся вящших противностей нужно будет и еще их наказать, но, мне кажется, и тогда пристойнее и свойственнее будет с достоинством высочайшего двора, подвергнуть их явному оружия действию, нежели делать им возмездие поданием повода их подвластным к побегу в здешнюю сторону. В первом случае, чтоб они ни претерпели, всю беду должны будут приписать собственному своему заблуждению, и не только околичныя им народы, но Крым и сама Порта, увидят во всем том меры самыми только обстоятельствами дел вынужденный, но в другом, не может не произойти во всей тамошней стороне общее негодование и новое подтверждение того подозрения, каким крымцы, кабардинцы и все горския народы к сожалению преисполнены, бутто со здешней стороны ищется их утеснить, подчинить и привесть в совершенное подданство. А кабардинцы сверх того по взятии с них в начале бывшей с Портою войны вновь присяги в верности к е. и. в. и точною императорскою грамматою, отправленною к ним в 1771 году с нарочными из них, в приезде ко двору бывшими, удостоверены в том, что они оставляются по-прежнему в свободном своем обращении и при своих правах и обыкновениях, и что и выбегающая от них природныя холопи, хотя б они и креститься пожелали, из высочайшей к ним, владельцам, императорской милости имеют быть возвращаемы по сим двум причинам, чтоб они от побега своих людей не терпели умаления в своих стяжениях, и что в протчем их подвластныя по состоянию своему и не могут о существе христианскаго закона иметь какое-либо сведение, склоняясь по большой части на принятие онаго, не по внутреннему удостоверению, а для получения только свободы. И что, наконец, и за самых христиан из их рук в здешния границы спасающихся производима им будет плата в том уважении, что они по большей части достают их и сами покупкою от других народов.

Известно равным образом в Астраханской губернской канцелярии по сообщению от Коллегии иностранных дел того времяни губернатору и о сем последнем определении, состоявшемся по высочайшему е. и. в. соизволению для вящшей кабардинцев к здешней стороне привязанности, и котораго не только совершенное уничтожение, но и всякая малейшая вделанных во оном кабардинцам обнадеживании убавка, разруша бы уже вконец по недоверчивости их, и без того свойственной к здешними благонамереннейшим распоряжениям, последнюю надежду видеть когда либо возвращение прежней их к здешней стороне приверженности, едва ли однако же воспособствовала бы и к тому, чтоб они побегом своих люден обезсилены были. Они могут общим своим подвигом не только такому переселению воспрепятствовать, переходя для житья, как уже не однажды и пред сим было, ближе к кубанским народам, а хотя б остались и на нынешних, то по особливым оных выгодностям, чаятельно из горских народов всегда охотники найдутся переходом своим и поселением в их ведомстве, как владельцов в тамошнем краю знаменитейших, такую их потерю дополнять, чем всем следствия их к здешней стороне усугубленной злонамеренности неминуемо учинятся, толь паче для нас хлопотливыми, чем меньше или отнюдь и совсем не остынут и при заведении Моздока, предполагающегося предмета о их путчем обуздании.

Я умалчиваю о малой удобности признаваемой и губернатором астраханским к поселению кабардинских выходцов в Астраханской губерния, но мне равномерно представляющейся и в разсуждении Сибири, где он для них место назначивает, подлинно из Астраханской губернии лехче им будет назад уйти в отечество, но сколько труда и иждивения должно употреблено быть на препровождение и в Сибирь людей почти диких, совсем другаго климата, нежели каков сибирской, следовательно, к производству там хлебопашества и других земских работ едва ли способных, в разсеянном поселении почти безприбыльных, а в совокупных и трудных к содержанию в порядке и благоустройстве, то как еще можно будет притом положиться, чтоб они, скучась Сибирью и тамошним ими управлением, не уклонились на побег за границу, есть ли в близости оной жить будут, или к киргис-касакам, кочующим за тамошними линиями по своему с ними однозаконию, или к здешним беглецам калмыкам, по их бывшему с ними напредь сего знакомству или же и к китайцам по какой-либо к тому приманчивости.

Вот, милостивый государь мой, что я за нужно нашел предъявить вашему сиятельству на ваш учиненной мне вопрос, пребывая в протчем с совершенным почтением и такою же преданностию.





Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика