Суббота, 04.05.2024, 22:56

Со времени основания Моздока, в степи, примыкающей к городу с  севера, было организовано более 40 хуторов (сел и выселок). Значительное большинство их перестали существовать  в 40-х годах XX века. Сайт посвящен различным аспектам жизни и деятельности моздокских хуторян

Главная | Документы, продолжение (часть 2) | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
    
Поиск по сайту


НОВОСТИ

Обо всем НОВОМ, что появилось на сайте во время ВАШЕГО отсутствия можно узнать на странице "НОВОСТИ. СООБЩЕНИЯ. АНОНСЫ"


МЕНЮ САЙТА


К читателям

 Уважаемые читатели сайта!

Данный сайт периодически пополняется новыми интересными материалами. В опубликованные тексты вносятся правки и дополнения.

Не забывайте заглядывать сюда время от времени. 

Если у Вас есть предложения и замечания пожалуйста присылайте их на почту сайта.

 Mozdok.hutor @yandex.ru


Закладки


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа
> -->

 В докладе этом коллегия на благоусмотрение императрицы представляет, что кизлярский комендант, генерал-маиор Потапов, объясняя, что живущие в кавказских горах разные народы вызываются на поселение в границы наши, в урочище Моздок, весьма бедны и не могут исправиться определенными за выход деньгами, назначенными по Высочайшему указу, 9 октября 1762 года, которых положено: старшинам—по 10, а подлым - по 5 р., холостым—половину; что, по прибытии в Моздок, они должны заводиться вновь строением, скотом, хлебом, семенами и разны­ми инструментами, так как горский скот, в лежащих по Тереку местах. скоро умирает.

        Вследствие этого и чтобы умножить население Моздока людьми военными. а не дру­гими, и что горцы, по природе, более склон­ны к военному делу, Потапов просил приглашать горцев не на одно только поселение, но и в военную службу, производя старшин в чины по достоинству их по чи­слу вывода из гор людей, с запискою их в казаки и с производством им жа­лованья.

        Коллегия иностранных дел признавая полезным осуществление мысли Потапова, признала, однако-же, возможным, с одобрения Императрицы, иметь в Моздоке Гор­скую казачью команду только в числе 104 человек, с утверждением в чинах, оставив, притом, находящегося в Моздоке подполковника, крещеного кабардинского князя Андрея Канчокина –Черкасскаго, при прежнем жаловании в 500 р.

        Опираясь на два эти важные документа, история приходить к следующим выводам:

        а) Вызов горцев на поселение в наши границы, с приглашением креститься, сделан правительством, с Высочайшей воли, годом раньше основания Моздока, в 1763 году. С того времени принимали всех желающих, не делая исключения и для подлых людей, т.-е. холопов. Следовательно, горская казачья команда начала формиро­ваться с 1765 г. Она не могла быть тогда в комплекте 104 человек, потому чтокак мы выше видели, с 1764 и но 1771 год в Моздоке поселилось только 24 семьи Осетин и 37 семейств кабардинцев. 

 и б) 17-е августа 1771 года, когда повялено было возвращать кабардинцам беглых холопов, следует считать временем, с которого горские выходцы начали обходить закон (в чем прежде никакой на­добности не было) и, путем ухищрения, по­лучать от рабства свободу посредством добровольного поступления в казаки одного из членов выбежавшего семейства. — Замечательно, однако-же, что название «ка­зачьих братьев» дано не тем. кому следовало бы дать, т.-е. членам освобожденных от возвращения владельцам, а тех, кои добровольно принесли  себя в жертву за освобождение своих семейств поступлением в казаки... Кажется нам, что на это следует смотреть, как на канцелярское недоразумение... Наконец. генерал Ермолов, вероятно, не знал о существовании Высочайшего указа 1765 года и грамоты 1771 года, иначе, испрашивая в 1821 году Высочайшее разрешение на зачисление моздокских Осетин и Черкес в казаки, он не выразился бы. что „водворение горских народов в здешнем крае, близ границы, (было) допущено но неосмо­трительности и проч.". Не вдаваясь, впрочем. в критическую оценку прави­тельственной политики прошлого столетия в отношении кабардинцев и вообще горцев, ни в оценку действий ея исполнительных органов на Кавказе возвращаемся к предмету настоящей монографии или, вернее, к делам 3-го отделения штаба войск на Кавказской линии и в Черномории за 1833 год №13 и 15, из которых заимствуем все материмы о моздокских Осетинах и Черкесах, называемых „казачьи братья".

        Спустя пять лет после известного нам уже ответа генерала Вельяминова барону Розону. новый корпусный командир, генерал Головин, 11 января 1839 года №4, просил исправлявшего должность начальни­ка кавказской области собрать и доставить ему положительный сведения: нельзя-ли будет, при теперешних обстоятельствах, при­вести в исполнение давно существующего намерения правительства обратить в каза­ки моздокских Осетин и Черкес?

        В ответ на это генерал Граббе кор­пусному командиру писал: „что принятие мер, какия предполагались генералом-лейтенантом Вельяминовым при обращении моздокских Осетин и Черкес, по мнению моему, не может иметь прочного успеха, ибо в подобных обстоятельствах всякое усилие более ожесточит, нежели утвердить несомненную покорность. Ни одно войско не может быть полезно, когда нужно удержи­вать повиновение его силою; следовательно и Осетины, быв обращены в казаки с принуждением, едва-ли останутся навсегда по­койны.

        „По уважению сих обстоятельств,—продолжал генерал Граббе, — я с сим вместе предписал моздокскому коменданту, под­полковнику Ильяшенкову, чтобы он, удостоверясь основательно в мнениях моздокских Осетин и Черкес, предполагаемых к обращению в казаки, и об образе мы­слей их в этом отношении, сделав свое заключение, донес-бы мне со всею подроб­ностью: могут-ли они обращены быть в казаки без употребления тех мер, какия предполагал генерал Вельяминов".

        Подполковник Ильяшенков, в рапорте своем генералу Граббе, доносит с подробно­стями, настолько интересными, что мы считать нужным привести их дословно, как лучшую характеристику моздокских Осетин и Чер­кес. Они отозвались на сделанное им подполковником Ильяшенковым предложение, что более 50 лет, как предки и отцы их перешли в разные времена из Тагаурского ущелья и из Алагирских и Куртатинских гор, по вызову Высочайшего и всенародно распубликованного Указа в 1762 году[7], на жительство в г. Моздок под российскую державу на тех условиях, кои в означенной публикации изъяснены были. Основавшись таким образом, большая часть их приняли христианскую веру, в которой остаются непоколебимы. Живя в городе, отбывают все установленный городские повинности: избирают из себя гласных, старост, а по учреждении градской думы—и судей. Состоят записанными, как по прежней, так и по сей 8-й ревизии в подушный оклад: Осетин 555, а Черкес 287 душ, платя, по раскладке прошедшего трехлетия, на земскую повинность по 1 р. 90 к. и на содержание земской почты по 30 к. с души и. не быв прикосновенными к казачьему сословию, находились все в податном состоянии. Занимаются одним лишь хлебопашеством, скотоводством и извозом на недальнее расстояние купеческих товаров, некоторые на собственных подводах, а другие нанимаются в работники. Сими только средствами снискивают себе с семействами пропитание. Большая часть из них весьма мало знает русский язык; происходя, притом, из кавказских гор­цев, по древнему обычаю, единоплеменных им народов, женский пол совершенно не может упражняться в черной домашней работе; да при встрече с мужчинами, долж­ны удаляться. Следовательно, по поступлении в казачье звание, должны будут, отбывая службу, отклоняться (?) от домов своих и семейства подвергнуть крайности; да, при­том, быв, большею частью, бедного состояния, имеют приют в ничтожных турлучных саклях и совершенно не в силах дать всякому служащему казаку все то, что ныне от него требуется долгом службы.

        К этому объяснению Осетин и Черкес, вероятно изложенному письменно, подполковник Ильяшенков присовокупляет: „что они не уклоняются совершенно от воли правительства, но всепокорнейше просят о «семь выше прописанном довести до сведения начальства, которое, войдя в их положение, исходатайствовало бы им Высо­чайшее соизволение остаться на прежних правах с тем. что, в случае военных действий с соседственными народами, они обязываются выставить из среды себя 60 человек конных во всем вооружении к охранению (?...) буде-же и засим Его Импе­раторскому Величеству угодно будет отка­зать им в просьбе, то они, по первому объявлению, соделаются покорными Высочай­шей воле переходом в казачье сословие".

       Рапорт подполковника Ильяшенкова ока­зался лишним, потому что 24 апреля Тифлисский военный губернатора генерал лейтенант Браилко, уведомил командовавшего войсками Кавказской линии, генерал-адъютанта Граббе, что, по докладу представления генерала Головина о неудобствах обращения моздокских Осетин и Черкес в казаки, Государь император Высочай­ше повелеть соизволил: „дело о сем оста­вить в настоящем положении, не давая ему ни гласности, ни ходу",

        Так окончилась переписка о „казачьих братьях", продолжавшаяся ровно двадцать пять лет.

И. Бентковский



[1] См. Ставр. Губ. Вед. 1879 г, №№ 50 и 51.

[2] Там-же 1880 г. № 2.

[3] Улицы, на которых в 1785 г. находились их дома, была: Георгиевская, Петропавловская. Черкасская, Копытовская, Сводная, Кирпичная, Ленивая, Форшадтская,  Кабардинская, Некрещеная  и Осетинская. Интересно знать, удержались ли до - ныне в Моздоке эти старинные названия улиц?

[4] Сын этого Цыклаурова - Иван родился уже в Моздоке в 1774 году и был там плац-майором.

[5] Бутков. Материалы для новой истории Кав­каза. Т. Г стр. 317 и 318. 

[6] [6]. По свидетельству Буткова (т. I, стр 317). прежде кабардинские владельцы просили Российский Двор о неприеме. в Кизляре и Моздоке одних холопов  их, а теперь искали, чтобы запрещение такое распространено было и на узденей.

[7] Указ этот приведен выше

 

Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz
Яндекс.Метрика