…пополнить свои знания. В исламе нет разделения верующих на священнослужителей и паству, подобно существующему в других авраамических религиях. Во время христианской литургии службу ведут священнослужители, у прихожан роль другая. В исламе каждый мусульманин совершает службу сам в виде ежедневного 5-кратного намаза. И даже во время коллективной молитвы в мечети или в другом месте, действия любого мусульманина отличаться от действий имама только тем, что совершаются вслед за ним. Обязательное исполнение ежедневных намазов является необходимым условием мусульманской веры [22], при этом все формулы намаза и суры из Корана произносятся на арабском языке, «ибо намаз портится, если преднамеренно произносить в намазе слова не на арабском языке» [23].
Ислам принятый адыгами и сопредельными горцами в 19 веке характеризуется избирательным отношением к правилам и законам этой религии, собственно в этом и заключается его «трансформация». То, что воспринималось «правильным и целесообразным», то и укоренялось, а затем передавалось следующим поколениям.
При этом горцы, судя по всему, не сильно разбирались в том, относится то или иное предписание ислама к обязательным (фард) или желательным (сунна) [24]. Так обряд обрезания, можно сказать, совершался всеми горцами-мусульманами. В то же время многие пренебрегали исполнением ежедневного пятикратного намаза, а некоторые поминальные и праздничные обряды сопровождались распитием хмельных напитков, что в определенных условиях, в исламе равносильно вероотступничеству.
Несмотря на указанные недостатки, позиции ислама в горской среде из года в год крепли, росло количество образованных людей знающих арабский и турецкий языки, коран и шариат. Генерал Ермолов в период своего управления Кавказом (1816-1827 гг) всячески старался ограничить влияние мулл и эфенди в Кабарде, запретил Шариат в судах, оставив кадиям разбирать только религиозные дела и семейные ссоры.
Укрепление ислама происходило в условиях когда одна часть черкесских племен перешла к открытой конфронтации с царской администрацией, а другая - пыталась найти компромисс в отношениях с превосходящими силами. Естественно предположить, что в этой ситуации ислам использовался элитами воюющих черкесских племен как средство мобилизации всех слоев населения на борьбу с «неверными». В конечном итоге тесное увязывание религиозной догматики с политическими и прочими интересами адыгских правящих элит, после поражения Турции и черкесских племен в Кавказский войне, привело к ослабление влияния мусульманской религии на Кавказе, И ослабление это связанно было прежде всего с массовым исходом мусульман - горцев в Турцию. Более полумиллиона черкесов и других народов Кавказа, которых называли мухаджирами [25], предпочли единоверную Порту, управляемую главой всех мусульман, жизни среди «гяуров», на радость царской администрации. Представления об этом процессе как о закономерном итоге кавказской войны оставляет множество вопросов.
Северные осетины, как известно, за исключением отдельных инцидентов, не воевали с Россией, не было причин. Наоборот, благодаря царской администрации они из горных ущелий где «варили на ужин камни» (бессмертное произведение Коста) переселились в предгорья, которые ранее контролировались их угнетателями – кабардинцами. Объяснить поведение тысяч осетин бросивших свою родину ради неясных перспектив в чужой стране можно только умелой агитацией, которая развернулась среди мусульманской части населения.
Среди ряда причин такого выбора горцев, которые в настоящее время обсуждаются, была еще одна, на которой я хочу заострить внимание – это личная выгода организаторов переселения.
О том, как это происходило можно из опубликованных воспоминаний одного из организатора переселения горцев в Турцию Мусы-паши Кундухова [26].
Почему молодой генерал, пользующийся авторитетом у царской администрации и уважаемый среди горских народов, бросает все перспективы связанные с блестящей карьерой и уходит в Турцию и не один. Ответ на этот вопрос – можно найти в воспоминаниях генерала. Чтобы разобраться - нужно знать следующее:
Муса Кундухов рожден в осетинской семье Тагаурских[27] алдар Кундуховых. Существует история борьбы отдельных осетинских фамилий за признание их сословных и соответственно имущественных прав. Тагаурские алдары (Кундуховы, Дударовы и др.) контролировались кабардинскими князьями, считались их узденями. Царская администрация признала их дворянами, как и других кабардинских узденей (Анзоровых, и проч.), но не более того. Это не устраивало тагаурцев, сами они вели свою родословную от наследника армянского престола.
Не смотря на все заслуги перед царским режимом Мусса Кундухов и его братья не получили ни княжеских титулов, ни земли, которую считали родовым имением своего отца (участок чуть больше 10000 гектаров в районе сел. Гизель и Архонской станицы). Из «Воспоминаний…» видно, что Кундухов чрезвычайно обижен этим обстоятельством, и обида его направлена на царя и его ближайшее окружение. Старший брат Мусы-паши, не довольствуясь тем, что им предоставило правительство, уходит к Шамилю, надеясь на победу и через год погибает. Возможно, что молодого амбициозного генерала тяготил не только полученный отказ, но и то, что окружающие были в курсе его неудовлетворенных требований.
Вот небольшой отрывок из мемуаров Кундухова:
«Приехав домой, я узнал, что начальник Военно-Осетинского округа барон Вревский, будучи председателем комитета, учрежденного для разбора личных и поземельных прав туземцев, требовал от высшего сословия составления грамот и актов, которых они, до прихода русских на Кавказ не имея над собой никакой власти, не могли иметь, не от кого было их получить. Алдары предвидя настоящее свое нищенство начали переговариваться с Шамилем. Один из посланных им к алдарам был на дороге убит русским пикетом и письмо Шамиля, адресованное моему брату, было взято с убитого чеченца. Брат мой, узнав об этом и боясь ссылки в Россию, ушел с семейством своим в Чечню, оставив хозяйство, аул и все имение наше в руках младшего брата моего Афоко, который также боясь права сильного, не ходил ни к одному из начальников. С позволения начальства, я потребовал свидания с братом моим в ауле мирных чеченцев и упрекнув его в необдуманно сделанном поступке, советовал ему воспользоваться позволением начальства вернуться назад и водвориться по-прежнему со всеми правами собственности, которая в противном случае неизменно конфискуется. Брат мой не согласился, говоря: «Лучше не жить, чем жить так как приходится теперь вам дворянам…»» [26].
Ключевые фразы в этом отрывке (если вынести за скобки трагизм ситуации и заботу генерала о своем брате) – «алдары предвидя настоящее свое нищенство» и «лучше не жить, чем жить, так как приходится теперь вам дворянам». Слово «дворянам» звучит как приговор. Нельзя сказать, что царская администрация совсем обездолило тагаурцев, в ЦГА РСО-А хранятся планы земельных дач отведенных в надел тагаурским фамилиям в т.ч. Кундуховым [28] Как видно - этого было не достаточно.
Не видя перспектив в деле разбора его «личных и поземельных прав», через три года после присвоения ему генеральского звания, Кундухов потерял всякий интерес к службе в царской армии. Он решил добиться своей цели другим путем. Вероятно эмоции, которые были вызваны «несправедливым» к нему отношением со стороны царской администрации, сыграли не последнюю роль в выборе Кундухова, но он мог хорошо рассчитывать свои действия, что показали дальнейшие события.
Кундухов решил, и видимо не без оснований, что он добьется большего в плане привилегий и имущественных приобретений на службе у турецкого султана. Его план эмиграции предусматривал переселение родственников, подвластных ему людей, а также множества горцев. Сначала он убедил Начальника Терской Области и командующего войсками Лориса-Меликова о необходимости разрешить переселиться чеченцам в Турцию: «из Чечни много переселится народу и тем водворится в крае желанное спокойствие» [26]. Лорису – Меликову такие планы были только на руку[29].
Организовывать переселение, естественно, было поручено Кундухову. Генерал был осведомлен о том, что «более шестидесяти тысяч дворов» абадзехов, убыхов и шапсугов «отправились в Турцию на плохих судах, нуждаясь во всем необходимом. Многие не находя его, погибли»[26]. Тем более, он был осведомлен о неудачном переселении около 3 тысяч осетин, организатором которого выступил Ахмет Цаликов. Тем не менее, Кундухов, с позволения Наместника Кавказского, получив «заграничный паспорт и тысячу рублей депозитами на прогоны и расходы» [26] едет в Стамбул. Там «узнав там от мухаджиров (Эмигрантов.) о выгодном положении вообще всех кавказских переселенцев (???), отправился в полной генеральской форме к министру иностранных дел Али-паше , у которого встретил очень ласковый прием…» [26] и т.д. Одним словом, генерал договорился с турецкими властями и о собственных выгодах, и о поэтапном переселении (по 5 тыс. человек) и устройстве чеченцев в Турции.
Вернувшись на родину, Кундухов убедил начальство в том, что переселения без собственного его участия не состоится. В итоге получил разрешение на эмиграцию, продал свой земельный надел и недвижимое имущество казне. «Кроме того я потребовал от них 10 тысяч рублей для воспомоществования бедным переселенцам. Когда Лорис убедился, что сумма эта была недостаточна и что я сделал расход из своих денег, то отпустил еще две тысячи рублей и предоставил переселенцам всевозможную помощь по пути их следования»[26].
Чеченских и карабулакских старшин долго убеждать не пришлось: «Объяснив им прошлое и настоящее их положение я спросил их, что ожидает их в будущем на Кавказе. Они в один голос ответили, что кроме нищеты и обращения в христианство ничего лучшего не предвидят. Убедив их в истине этой, я предложил им оставить со слезами Кавказ и переселиться со мной в Турцию, где правда, не найдем таких удобных земель, какими завладели у нас по праву сильного русские, но где при труде не будем иметь ни в чем недостатка и будем всегда готовы, как только представится случай, с помощью турок прогнать врага нашего с Кавказа»[26]. В этом отрывке из мемуаров Мусы-паши звучит и исламский фактор как повод для эмиграции и обида за непризнание сословных и земельных прав.
Надо отдать должное Кундухову – он организовал наиболее гуманное (по сравнению с другими) переселение горцев, по военно-грузинской дороге, со скотом, с гужевым транспортом, отдыхом в крепостях.
Главный вопрос: зачем понадобилось генералу Кундухову организовывать эмиграцию около 5 тыс. чеченцев, карабулаков и осетин? Уж точно не из-за любви к русскому царю. В своих мемуарах он хочет, как мне кажется, убедить читателей в том, что им двигало неравнодушие к судьбе горцев, желание спасти их от кровопролития которое могло произойти из-за переселения части чеченцев за Терек (для наделения их там землей!?). Еще, он считает себя как всех горцев жертвой царской политики. Он заботится о будущем, потому что только в единоверной Турции их дети смогут жить в достоинстве и достатке т.к. с приходом русских у горцев не стало более отечества.
С другой стороны, мы видим, что организация переселение кавказцев в Турцию, позволило ему успешно, без всякого ущерба, осуществить собственную эмиграцию вместе с семьей и родственниками, для реализации своих дальнейших планов. Тысячи горцев готовых трудиться, и воевать с врагами, турецкие власти с удовольствием приняли и, скорее всего, не оставили заслуги генерала в этом деле, без внимания.
По тому, как активно и с каким размахом велась агитация за переселение, остается мало сомнения в том, что лидеры переселенческих движений были, так или иначе, мотивированны властями Порты. Представления о безупречной позиции Османской империи в этом вопросе, которая якобы из сострадания принимала изгнанных с родных земель единоверцев и не имела отношения к их массовому обману, не выдерживают критики.
О моздокских хуторянах
Все изложенное выше о религии горцев дает некоторое представление о том, с какими религиозными представлениями переселялись черкесы и осетины в моздокские степи во второй половине 18 века и в 1 половине 19 века. В районе Моздока после заселения этих земель черкесами и осетинами образовался конгломерат религий и культур, во многих отношениях интересный для исследования. Интересными являются: развитие взаимоотношений крещенных черкес и осетин, крещенных и некрещеных кабардинцев; сочетание древних верований, элементов горской религии с исламом у моздокских кабардинцев-мусульман; сочетание православных обрядов с горской религией у крещеных кабардинцев и осетин и многое другое.
Н.А. Кунов, много лет посвятивший изучению истории моздокских кабардинцев и хорошо знавший различных стороны их жизни, в своих работах очень подробно описал религиозные обряды моздокских кабардинцев мусульман и православных, и в том числе общие для обеих групп. Не имя прав на то чтобы познакомить желающих с содержанием всей книги [35], я все же приведу из неё две цитаты:
«Следует отметить, что христианство и мусульманство в тот период (период переселения, прим мое.) не вошли еще глубоко в быт моздокских переселенцев, а были лишь поверхностным наслоением. Несмотря на наличие официальных религий моздокские адыги продолжали почитать свои языческие божества и соблюдать и исполнять связанные с ними обряды и обычаи — тхьэлъэIу (моление). Моздокских адыгов отличала и отличает религиозная терпимость, как следствие отсутствия у них религиозного фанатизма. Среди моздокских переселенцев, представителей не только многих национальностей, но и многих религиозных конфессий практически не зафиксированы, по сообщениям наших информаторов, конфликты на национальной или религиозной почве».
«Семейным и семейно-общественным праздникам Кабарды и моздокских кабардинцев, как у христиан, так и у мусульман было свойственно много общего. Обязательными их атрибутами были молитвы и другие религиозные обряды, ритуальные блюда, жертвоприношения»
«Остатки» прежней религии, как видно, сохранились у моздокских кабардинцев обеих групп. Хотя, я считаю, что ислам, в этом смысле, религия более строгая, чем православие и оставляет меньше возможностей для проявления прежних религиозных культов.
Косвенное подтверждение сохранения элементов горской религии у кабардинцев-мусульман я нашел у Боловой И.М. в разделе книги [33] где описываются здравицы, тосты (хъуэхъу) как своеобразный жанр устного народного творчества: «В архиве Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований нам удалось записать некоторые из них (свадебные хъуэхъу, прим. мое). Их анализ показывает, что обычно начинались тосты с обращения к Богу, пророку Мухамеду и другим святым, причем такое обращение характерно для обеих групп моздокских кабардинцев. И лишь после этого шло обращение к невесте, семьям молодых».
Православным кабардинцем принятие крещения никак не мешало молится и веровать по законам горской религии. Успенская церковь вместе с Моздокской иконой Божьей Матери заменила осетинам и черкесам святые места, оставшиеся в горах, в прежних местах жительства. Моздокские хуторяне были людьми глубоко верующими, причем они совершенно искренне молились и в церкви и во время богослужения проводимого по горским обычаям, не вдаваясь в детали и не придавая большого значения противоречиям, существующим между православной церковью и горской религией.
В 20-м веке, в период советской власти, в среде моздокских хуторян во многом сохранялась религиозная ситуация, которая сложилось до революции. Во многом, но не во всем. Власть нейтрализовала активное влияние православия и ислама, хотя детей по-прежнему крестили, обрезали и т.д. Все прочие религиозные обряды законы и правила исполнялись в той мере, в какой они сохранялись, предаваемые из поколения в поколение, как народные обычаи. Я хорошо помню из своего детства, а это 70-е годы, как исполнялись в среде крещенных кабардинцев религиозные обряды описанные в книге Кунова Н.И. [35], в том числе праздник «Хор-Хор», который в селе проводили по очереди и многое другое.
Сегодня, когда произошла смена поколений, сохранение национальных традиций, и в том числе религиозных, среди потомков Моздокских хуторян, требует определенных усилий.
Литература:
[1] под «древними» - имеется в виду дохристианские верования.
[2] Цеева 3.А. «Этапы усвоения ислама традиционной культурой адыгов» (http://www.djeguako.ru/content/view/247/72/)
[3] Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV века. Издательство «Снег», Пятигорск 2007г. (http://www.kmvline.ru/lib/xrist/3.php)
[4] Как известно термин «язычество» имеет на настоящее время несколько значений, поэтому при использовании его необходимо указывать – в каком именно значении. В разговорном языке и в общеупотребительных словарях (Ожегова, Ефремовой) означает «многобожество» и «идолопоклонство».
[5] Ф.М. Таказов. Эволюция религиозных верований у народов Северного Кавказа (http://iratta.com/duhmir/religii_v_osetii/8072-yevolyuciya-religioznyx-verovanij-u-narodov-severnogo-kavkaza.html).
[6] В. Абаев Историко -этимологический словарь осетинского языка, т.1. АН СССР 1958 г.
[7] Ислам запрещает употребление спиртных напитков, но запрет на спиртное черкесами, а через них другими народами, был воспринят как запрет на вино. Вино видимо считалось самым запретным из спиртных напитков – потому что используется в таинстве причастия у христиан.
[8] Дзуарлæг, у осетин – дзуар - святилище, лæг – человек, мужчина. Лицо, выбранное для совершения религиозных ритуалов и ответственное за святилище.
[9] Здесь и далее описание таинства причастия из текстов православного сайта http://pravoslav.at.tut.by/tain/prich.html выделено курсивом.
[10] На осетинском языке священник - шауджын т.е. одетый в черное, отсюда адыгское щоджэн, шоген
[11] Джорджио Интериано. «Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование». Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв. Эльбрус. Нальчик. 1974. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html).
[12] Относится к горским народам принявшим ислам в конце 18 начале 19 века.
[13] Толстой В. С. Поездка в Осетию в 1847 году. Из служебных воспоминаний (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Kavkaz/XIX/1840-1860/Tolstoj_V_S/text1.htm)
[14] Иван Петрович Дельпоццо – итальянец по происхождению, в 1805 году был назначен по протекции князя Цицианова Управляющим делами кабардинского народа. До этого князь, он же управляющий Кавказом и Грузией, выкупил Дельпоццо из чеченского плена. Цицианов просил царя именовать Кабарду областью, а Дельпоцо назначить начальником области или приставом – чтобы подчеркнуть несомненную принадлежность Кабарды к России, Правительство признало это «рановременным», не взирая на это, в своем письме к кабардинцам Цицианов пишет, что Дельпоцо назначен управляющим над ними (8). Докладные записки, письма и отчеты Дельпоцо, которые собраны в числе прочих документов во 2-5 томах сборника АКАК, отличаются «живым» языком, обилием фактов и оценок, читаются с большим интересом. Трудно требовать объективности у человека, который два года пробыл в чеченском плену, когда ему уже было за 70 лет. Не будучи объективным, тем не менее, Дельпоццо всегда искренен, и в своих, мягко выражаясь, нелестных оценках кабардинцам и осетинам, и в описании ситуации, которая сложилась в Большой и Малой Кабарде в начале 19 века.
[15] И. П. Дельпоццо. Записка о Большой и Малой Кабарде. Русские авторы XIX века о народах центрального и северо-западного Кавказа. Том 1. Нальчик. Эль-Фа. 2001 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html)
[16]. АКАК, т. II гл. XXIII. (http://new.runivers.ru/lib/book3029/)
[17] Ш. Б. Ногмов. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик. Эльбрус. 1994 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html)
[18] М.В. Покровский, Из истории адыгов в конце XVIII — первой половине XIX века: Социально-экономические очерки, Краснодар: Кн. изд-во, 1989, (http://budetinteresno/narod.ru/kraeved/adig_history).
[19] Иоганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. СПб. Петербургское востоковедение. 2002 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html)
[20] Джеймс Бэлл Дневник пребывания в Черкесии, в течении 1837 – 1839 годов. (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html).
[21]. Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. — СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2009.( www.xadis.ru.)
[22]. А. Али-заде. Исламский энциклопедический словарь. Ислам. Издательство: Ансар, 2007 г. (www.xadis.ru.)
[23]. Намаз – столп Ислама. /Отдел научных исследований и методических разработок СКУЦИОН.– Махачкала: 2010. – 361 с. (http://www.islamdag.ru/book)
[24] «..когда мы говорим, что данное деяние является не обязательным (фарз), а желательным (сунна). В этом случае слово «сунна», согласно Шариату, представляет собой деяние, по поводу которого в Шариате нет конкретного повеления: за совершение его предусмотрено воздаяние, но и за невыполнение не подвергают каре» [32]
[25]Переселенцы назвались мухаджирами , так называют себя мусульмане, которые переселяются из враждебных стран ради спасения своей веры (14).
[26] Мемуары ген. Муса-паши Кундухова (1837-1865) . Кавказ, № 1/25. 1936 (http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/kavkaz.html).
[27] Тагаурия – область Горной Осетии примыкающая к Тереку
[28] ЦГА РСО-А Ф.8,оп.1, д.19.
[29] Здесь надо сделать необходимые пояснения. В феврале 1845 года был утверждено Положение о Кавказском линейном казачьем войске (18). К этому документу было ряд приложений, в том числе «Ведомость о землях назначаемых Кавказскому Линейному Казачьему войску», ВЫСОЧАЙШЕ утвержденная 14 февраля 1845 г. В Ведомости указаны нормы наделения землями 1 стоящего на службе казака, обще количество земель по казачьим полкам в зависимости от штатной численности полков, площади подлежащие распределению и т.п. К примеру, 1 казаку Моздокского или Гребенского полка полагалось в надел 50 кв. десятин удобной земли, а казакам 1 и 2 Хоперского, 1 и 2 Волгского, Горского полков по 30 десятин. Одна квадратная десятина - чуть более 1 гектара. Если учесть что 1 крестьянская семья на моздокских хуторах была в состоянии обрабатывать от 2 до 4 десятин пахотной земли [34], с учетом трехпольного ведения севооборота норма на 1 семью 8 -12 десятин. Норма 30 и даже 50 десятин на 1 казачью семью стимулировало развитие батрачества, земельной аренды, продажи земли т.е. капиталистических отношений. К концу 19 века все эти процессы получили широкое распространение в сельском хозяйстве в равнинной части. Заселение линии казаками шло одновременно с переселением части горцев на предгорную равнину. Это происходило с одной стороны по просьбам самих горцев страдавших от малоземелья, с другой стороны – как мера предупреждающая враждебные выступления. В некоторых районах соблюсти земельные интересы казаков и горцев оказалось весьма затруднительно, или невозможно. Одним из таких мест оказался наш (моздокских хуторян) родной 141 участок, который после выхода «Ведомости о землях…» в 1845 году стал «спорным», а не потому что там было множество хуторов населенных разными национальностями как иногда считают некоторые авторы [31]. Перед утверждением «Ведомости о землях…» администрации области нужно было провести работу по инвентаризации земель. Вероятнее всего, тогда и появились эти номерные участки, в том числе 141 участок, которые иначе как «спорный» впоследствии не называли. Спорность участка была заложена в самом документе. В «Ведомости о землях…» так и записано что Моздокскому полку назначается «земля под №141 занятая до сего времени хуторами жителей города и казаками горской станицы, за наделением заштатного города Моздока по примеру других городов Кавказской области 4-х верстным выгоном». Но хуторяне, в конечном счете, хоть и с потерями, выиграли этот «спор», который длился более 60 лет.
Правительство области пыталось решать земельные проблемы путем разного рода переселений внутри области. Так, моздокских хуторян, хотели сселить всех в пределы моздокского выгона. Судя по воспоминаниям Кундухова, часть чеченцев намеривались переселить за Терек, где земли было больше? Таким образом, предложения Кундухова было весьма кстати Лорису-Меликову. Так как снимало множество вопросов
[30] Положение о Кавказском линейном казачьем войске . С-Петербург. В типографии Департамента Военных Поселений. 1845 г. (http://narod.ru/disk/23699573000/Казачество%20-%20Сборник%20Книг.rar.html)
[31] «Край Моздокский сердцу милый» Н. Полипчук. газета Моздокский вестник. №3. январь 2010 г.
[32] 100 повелений Пророка, из книги имама Ша‘рани «‘ухуду аль-Мухаммадия» – Махачкала: 2010. – 175 с. ДУМД.
[33] Моздокские кабардинцы. И. Болова. Полиграфсервис и Т. г. Нальчик, 2001 г.
[34] Список лицам проживающим в г. Моздоке и на хуторах оного занимающихся хозяйством. Ф.11, оп. 81, д. 59 ЦГА РСО-А
[35] Культура и быт моздокских кабардинцев в XIX-первой половине XX века. Н. Кунов. ГУ Издательство «Эльбрус». г. Нальчик , 2009 г.
Текст опубликован в апреле 2011 г.