География памятных мест в Моздоке
В этой связи, вполне естественно, для человека интересующегося историей хуторов, желание узнать: где находилась деревянная Успенская церковь? в каком месте был построен каменный Успенский собор? где располагалось то кладбище, на котором полтора века хоронили наших предков? Причем, расположение этих объектов хотелось бы знать довольно точно, а не «примерно в этом месте». Очень интересной представляется история самой Иконы (но о ней я приведу свои рассуждения на отдельной странице).
Для этих своих географических изысканий я искал и продолжаю искать какие-либо планы и карты Моздока, возраста от конца 19 века до 50-х годов 20-го века. К слову, я был бы очень благодарен, если кто-либо помог мне в этом вопросе с информацией. К сожалению, поиски в ЦГА по РСО-А результатов положительных не дали. Порой, не всегда даже знаешь – где искать и у кого спросить. Единственным доступным планом города Моздока был известный всем план 20-х годов 19 века, изображенный в книге Б.Калоева «Моздокские осетины». Этот план мне попадался и в других местах – но всегда либо в усеченном виде как в книге Калоева, либо с низким разрешением, размытыми надписями – и было не понять, как его можно употребить для пользы дела. Наконец - то я набрел в интернете на совершенно замечательную электронную библиотеку по адресу http://kazak.info/ (Большая электронная библиотека казачества), где среди прочего добра была и эта карта, в довольно хорошем качестве. Правильное ее название «План Кавказской области городу Моздоку», собственноручно утвержденный Его Императорским Величеством Александром 17 июля 1822 года. Этот же план, и тоже со сносным разрешением, я затем обнаружил в Национальной электронной библиотеке (Полное собрание законов Российской империи, собрание (1649 - 1825), Книга чертежей и рисунков (планы городов),стр. 112) адрес сайта: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/coll.php?part=1.
После того как я смог прочитать «изъяснения» на указанном Плане, где под номером 3 рядом с селением Осетинским значилась Церковь Успения Пресвятыя Богородицы, оставалось как-то совместить План с современной картой Моздока.
Несколько минут я сравнивал подробный спутниковый снимок Моздока выложенный в сервисе Яндекс-карты со старым планом города, а потом понял что все эти квадратики на схеме от 1822 года прекрасно, без всякой возни с проекциями, совмещаются с современной картой Моздока. Планировка улиц старой части Моздока, а так
же кварталов Осетинского селения за 190 лет почти не изменилась. Остальное, было уже делом техники, надо было совместить 2 карты и вынести место расположения Успенской церкви на современный снимок города.


Далее я просто съездил в Моздок посмотреть, что сейчас делается на месте где стояла деревянная церковь. Весь квартал, где располагался храм и вспомогательные постройки, оказался плотно застроен жилыми домами – это собственно было видно и на снимке. Но на одном из участков, в пределах площади где находилась Успенская церковь я к своей радости обнаружил небольшую деревянную часовню. Как объяснили соседи, на этом месте раньше жила бабушка, которая при жизни участок свой поручила православной церкви. После упокоения старушки, церковь благоустроила участок и построила часовню. Таким образом, я мог, не тратя время картографические построения, приехать в Моздок, зайти в Успенско-Никольскую церковь и спросить все у батюшки.

Следующая задача - определить точные границы кладбища хуторян в Моздоке, является более сложной. Для достоверности обязательно нужен документ (план или схема) на которой эти границы зафиксированы.
опубликовано на сайте - август 2011
(продолжение следует).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
География памятных мест в Моздоке (продолжение)
Следующим объектом, который мы рассмотрим в рамках продолжения темы географии памятных мест, является кладбище в Моздоке, куда хуторяне везли хоронить усопших. Для удобства, я буду называть его «хуторским», хотя, разумеется, здесь хоронили не только жителей хуторов, но и собственно горожан. На этом кладбище были похоронены мои бабушка с дедом и прочие предки и родственники. Сейчас, район этот застроен и определить где проходили границы бывшего кладбища довольно сложно.
В результате своих поисков в этом направлении я обнаружил некий план с частью города от 1951 года, а это было время, когда хуторское кладбище еще не успели заровнять и Успенский собор еще не снесли.
Я полагаю, читатели этого сайта, так же как и я, сталкиваясь с фактом «заравнивания» или ликвидации того или иного кладбища, испытывают ощущение сомнительной целесообразности и нелепости этого действа. Да, у нас есть строительные и санитарные нормы и правила, в необходимости и полезности которых я не сомневаюсь. В них указанны сроки «минерализации», «кладбищенский период» и прочие разные нормативы. Правила разрешают (но не обязывают!) через 20 лет после закрытия кладбища, сносить надгробия и сажать деревья, а потом и застраивать определенным образом территорию кладбища. Но ведь кладбище не обычный социальный объект типа общественного пруда или городской больницы. Кладбище – часть нашей духовной культуры, многовековой традиции, элемент (как сейчас принято выражаться) культурного ядра. Кладбище – часть нашей памяти, связь с прошлым, место непосредственного общения с близкими ушедшими от нас людьми. В этой связи можно многое сказать и вспомнить, привести множество примеров. Иметь на земле могилу и памятник – всегда было особой привилегией, даже у буддистов, не говоря уже о прочих верующих и неверующих, причем это привилегия не только умершего, но также живых, его родных и близких. Поэтому власти (прежде всего - городские) должны всячески заботиться об общественных кладбищах, а не ждать, скажем, когда пройдет двадцать лет, чтобы заровнять очередное кладбище. Пишу эти общеизвестные истины не в укор кому-либо, а из сожаления о случившемся.
Итак, на обнаруженном плане были нанесены Успенский собор и хуторское кладбище, во всяком случае, в границах 1951 года. Далее, на сайте Яндекс.Карты я взял опубликованный для общего обозрения спутниковый снимок Моздока и совместил его с планом. Потеряв на этом деле на отдельных участках еще метров десять точности, я, тем не менее, вынес контуры кладбища на спутниковый снимок и предлагаю взглянуть на результат.
Снимок из Яндекса довольно подробный и на нем без труда угадываются все улицы и здания.
Кладбищ, как видно (ограничены линиями желтого цвета), целых три. Самое большое, размером 11 га, - православное хуторское кладбище. К западу от него еще 2 кладбища размерами поменьше (2,2 и 0,8 га). Можно предположить (пока, за неимением данных), что они принадлежали иным религиозным обществам, к примеру: армяно-григорианам, мусульманам жившим в городе и Горской станице или католикам.
По размерам кладбища можно определить, с погрешностью до 10-15%, количество захоронений. Если исходить из современных нормативов, то на хуторском кладбище было не менее 13 тыс. захоронений.
Опубликовано на сайте: январь 2013 год